По мере вступления избирательной кампании в последнюю активную фазу оппоненты А.Лукашенко, отрицавшие до этого момента любую возможность выхода на единого кандидата, все же проявили подсознательную тягу как минимум к техническому объединению. Подобное единство демонстрируют разные породы птиц в атаке на задиристого представителя семейства кошачьих.
Первыми заявили об объединении усилий кандидаты в президенты Санников и Некляев, заключивших подобие пакта о ненападении. Кандидаты Рымашевский и Статкевич при участии Некляева провели совместную акцию на Октябрьской площади, устроив таким образом стресс-тест властей на декларируемую демократичность. Сегодня еще пять кандидатов совместно предложили Лукашенко подписать декрет, замысел которого заключается в моментальном превращении логова фальсификации в непредвзятый и прозрачный инструмент подсчета волеизъявления электората.
Некая тенденция к единству наблюдалась и в выступлениях отдельных кандидатов на ТВ и по радио – речь идет о призывах либо ненавязчивом приглашении граждан на всенародный митинг 19 декабря на Октябрьской площади.
Именно это мероприятие, цель которого – общее несогласие с заранее запрограммированным властями результатом выборов, и может стать связующим звеном между оппонентами Лукашенко и весьма неожиданном ходом, нарушающим сценарий избирательного спектакля. Не надо выбирать единого, сражаться между собой за лучшую программу и т.д. Главная, публично декларируемая, цель у всех девятерых оппонентов Лукашенко одинакова – смена президента в стране без рассуждений, хорош или плох Лукашенко по одной простой причине: 16 лет в кресле президента – это уже больше чем достаточно.
Правда, далеко не все участники кампании были готовы призывами к выходу на площадь нарваться на предупреждение со стороны ЦИК. Но это еще поправимо, поскольку в рамках текущей кампании власть предоставила кандидатам уникальный шанс для анонсирования этого мероприятия. Речь идет о дебатах в прямом эфире белорусского ТВ, назначенных на 4 декабря текущего года.
Все что нужно сделать оппонентам Лукашенко – всем вместе обратиться к гражданам страны с призывом выйти на Октябрьскую площадь 19 декабря 2010 года. Разные политические взгляды, различная оценка экономического состояния страны, отсутствие консенсуса в вопросе развития гражданского общества – все это не имеет никакого значения по сравнению с главным посылом электорату «Незаменимых людей не бывает. Без Лукашенко жизнь в стране не остановится».
Белорусский ЦИК не лишит регистрации всех 9-х кандидатов по той лишь причине, что снятие с выборов хотя бы уже имеющих предупреждения кандидатов нарушит стройный сценарий избирательного балагана. Но потеря двух-трех участников кампании – разве это цена за возможность пригласить на площадь примерно половину населения страны или около 5 млн. человек.
Самое время задуматься о реальном количестве людей, которых оппозиционные кандидаты могут при желании вывести на площадь. Вернемся к количеству подписей, собранных в поддержку оппонентов Лукашенко, избрав при этом наиболее пессимистичный метод подсчета. То есть предположим, что скорее всего наиболее верный вариант, что за всех оппозиционных кандидатов подписались одни и те же граждане, являющиеся активистами оппозиции, в той или иной мере сочувствующих оппонентам режима или имеющих собственные счеты претензии к действующей власти.
В этой связи берем за основу показатель кандидата, собравшего максимальное количество подписей. Таким, по данным ЦИК, оказался поэт Некляев, собравший 180073 подписей. Отбрасываем для верности одну треть на способных только на кухонно-форумную демократию – такие на площадь даже в теплый летний день не выйдут по личному приглашению главы администрации В.Макея, еще одну треть на тех, кто бы и пришел, но боязно, а потому лишь часа через три, убедившись, что правоохранительные органы не укладывают всех собравшихся мордой в асфальт или не прессингуют гусенично-бронированной техникой.
По большому счету оставшиеся 60 тыс. – это примерно тот актив (активисты и их близкие знакомые и верные друзья), который может выйти на площадь при должной работе кандидатов в оставшиеся три недели. А теперь остается задуматься над тем - что такое 60, ну даже 50 или 40 тыс. человек, вышедших на площадь для современной Беларуси.
Можно даже не сомневаться в том, что в случае выхода такого количества протестующих против фальсификаций итого выборов граждан Мальцев и Зайцев при поддержке Кулешова в течение получаса инициируют переговорный процесс с организаторами акции, то бишь с оппозиционными кандидатами в президенты. Как минимум прозрачного пересчета голосов добиться можно…
Тут следует понимать, что в такой ситуации белорусские власти не смогут задействовать иные, а именно силовые варианты развития ситуации – при таком скоплении мирных граждан Октябрьская площадь буквально за полчаса станет главной новостью на многих мировых телеканалах, учитывая столь пристальный интерес Европы, США, да и то й же России непосредственно к демократическому характеру проведения выборов. Один неверный шаг властей в этот вечер – и весь стройный план признания 4-го срока Лукашенко со стороны мирового сообщества рассыплется как карточный домик.
В общем, идея, которую при желании можно реализовать, озвучена. Дело за кандидатами в президенты, которые так стремятся проявить демократическое единство. И последнее. Не стоит назначать акцию на 8 часов вечера, дождавшись закрытия избирательных участков. Власть не церемонится со своими оппонентами, и джентельменские нравы тут ни к чему. Неспешный сбор можно начинать с утра, что предоставит дополнительную возможность для стратегических маневров…