Последнее обновление: 15.01.2021 17:44

МВФ: сокращение субсидий из РФ - шок для экономики Белоруссии

Введение Россией экспортной пошлины на нефть для Белоруссии стало тяжелым испытанием для белорусской экономики, которой еще предстоят значительные реформы, считает постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) в Белоруссии Наталия Колядина.

"Это стало шоком для экономики Республики Беларусь, который был оценен примерно в 2 миллиарда долларов в этом году, в то время как дефицит счета по текущим операциям в прошлом году составил 13% ВВП. Повышение цен на нефть привело к существенному снижению рентабельности нефтеперерабатывающих предприятий. В связи с этим, экспорт нефтепродуктов значительно сократился. Власти, однако, приняли меры, в том числе в налогово-бюджетной области с тем, чтобы уменьшить влияние шока на экономику Республики Беларусь", - сказала Колядина в интервью РИА Новости.

Россия ввела пошлину на ту часть импортируемой нефти, которую Белоруссия перерабатывала и перепродавала в Европу. Субсидия на поставки в размере 6,3 миллиона тонн для внутренних нужд пока остается. В результате Белоруссия в первом полугодии сократила на 49,8% в годовом выражении импорт нефти из России, экспорт нефтепродуктов сократился на 40%, а объем продукции нефтеперерабатывающей промышленности Белоруссии упал на 30%.

"Диверсификация экономики, безусловно, необходима, но, Россия и ЕС останутся крупными торговыми партнерами Беларуси. Хотя в Европу в основном экспортировались продукты нефтепереработки. Что касается субсидий, то отказ от них неизбежен. Белорусская экономика должна стать менее зависимой, и Россия сама придет к тому, чтобы полностью ликвидировать субсидии ", - считает Колядина.

По ее оценке, адаптация белорусской экономики к работе без российских субсидий - вопрос лишь времени. Минск, вероятно, вынужден будет пойти на непопулярные меры, в том числе такие, как сокращение субсидий ЖКХ, что уже было обещано МВФ.

Инвесторы увидели в Белоруссии больше рисков, чем в Греции

Правительство Белоруссии в условиях урезания российских субсидий и традиционной системы льготного кредитования впервые было вынуждено встать на путь внешнего рыночного заимствования. Минск разместил нынешним летом евробонды на 1 миллиард долларов, планируя в течение двух лет довести объем займа до 2 миллиардов долларов.

"Мы поддерживали этот шаг, потому что это путь к более тесной экономической интеграции в глобальную финансовую систему и в целом в мировую экономику. С другой стороны мне представляется, что для белорусских властей это тоже своего рода тест: как оценивают инвесторы эту экономику. Я имею в виду рейтинги суверенного заемщика", - сказала Колядина.

По оценке МВФ, размещение белорусских бондов прошло успешно. Хотя заимствование для Белоруссии оказалось дорогим, - доходность по еврооблигациям страны была установлена на уровне 8,75%. Для сравнения, оказавшаяся в воронке кризиса Греция разместила заем с доходностью 7,2%, Россия - на уровне 3,741 - 5,082% при сроках на пять и на десять лет.

"Что касается стоимости этого заимствования, то дебютные выпуски в большинстве размещаются под относительно высокие процентные ставки, что вызвано отсутствием кредитной истории. Что касается Республики Беларусь, то существующие риски, в том числе, связанные с торговлей энергоносителями и недостаточно быстрыми структурными преобразованиями, которые могли бы сделать белорусскую экономику более конкурентоспособной, также оказали влияние на стоимость заимствования", - считает Колядина.

Белоруссия остается своеобразным нереформированным "островом в Европе", где около 80% собственности принадлежит государству. При этом правительство всегда делает акцент на необходимость привлечения частных инвесторов в страну.

"Государственная доля собственности остается очень значительной. В настоящее время, однако, правительство заявляет о необходимости экономической либерализации. Определенные шаги были сделаны во время 15-месячной программы stand-by с МВФ - в части либерализации цен, процентных ставок. Власти работают над созданием агентства по инвестициям и приватизации и приняли Закон о приватизации. Большая работа была проведена по созданию специального финансового агентства, которое является очень важной структурной мерой для того, чтобы обеспечить устойчивость банковской системы в долгосрочном плане. Однако, в последнее время эта работа замедлилась и проект указа по созданию агентства так и не принят. Я надеюсь, что эта работа будет завершена в ближайшее время ", - считает постоянный представитель МВФ.

По ее мнению, прогресс в области приватизации и развитие малого и среднего бизнеса, а также уменьшение вмешательства государства в экономику - это необходимые условия для того, чтобы сделать экономическую модель более устойчивой и динамичной.

По данным правительственной статистики, экономика Белоруссии до начала глобальной рецессии прирастала темпами, сопоставимыми со странами БРИК.

Даже на волне кризиса валовые показатели продолжили рост, хотя и серьезно замедлившись.

Пятилетки количества

Существующая в Белоруссии экономическая модель, живущая по опускаемым сверху годовым и пятилетним планам, теряет конкуренцию даже на постсоветском пространстве. В Белоруссии предприятиям вне зависимости от форм собственности устанавливаются целевые показатели по выпуску продукции, занятости и зарплате, росту валового внутреннего продукта, кредитованию экономики и массе других показателей.

"В то время как в рыночной экономике целью предприятия является максимизация прибыли, белорусские предприятия должны обеспечить выполнение обязательных количественных показателей - задача, которая часто несовместима с целью максимизации прибыли", - сказала Колядина.

Локомотив белорусского ВВП - государственные программы - финансируются путем государственного вмешательства в распределение кредитных ресурсов на основе субсидированного процента.

"Почему это мешает динамичности экономики? Кредитование государственных программ вытесняет кредитование на рыночных условиях. Стимулы хозяйствующих субъектов к эффективному использованию этих ссуд ослаблены тем, что многие кредиты имеют государственные гарантии. Банки также оценивают, что связанные с этим кредитные риски минимальны. В долгосрочном плане это означает, что отдача на эти вложения будет не столь велика, как могла бы быть, если бы хозяйствующие субъекты были заинтересованы в максимизации этой отдачи. Поскольку в значительной степени присутствуют гарантии государства, это означает, что мониторинг этих рисков недостаточно тщательный", - рассказала Колядина.

Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский уже представил Александру Лукашенко план на очередную пятилетку 2011-2015 годов, предусматривающий рост ВВП свыше 60% к текущей пятилетке, преимущественно за счет привлечения инвестиций.

"До настоящего момента приток инвестиций в белорусскую экономику - меньше, чем в страны с формирующейся экономикой в регионе. Это, очевидно, объясняется рядом факторов, в том числе, и значительным вмешательством государства в экономику и недостаточно предсказуемым бизнес-климатом", - считает постпред МВФ.

По оценке Фонда, в начале нынешнего десятилетия производительность труда росла достаточно значительными темпами, опережая темпы роста зарплаты. Однако во второй половине ситуация изменилась и зарплата росла быстрее, чем производительность труда, подрывая конкурентоспособность предприятий на внешних рынках.

В сентябре правительство заявило об очередном повышении заработной платы в стране.

"В последнее время рост заработной платы опережал рост производительности труда. Наверное, переломным был 2007 год, когда белорусской экономике нужно было адаптироваться к увеличению экспортных тарифов на энергоносители и нефтепродукты, но государственное вмешательство оставалось очень значительным. Сейчас темпы роста осуществляются через установление целевых показателей. Возникает вопрос, насколько эффективна такая экономика", - сказала Колядина.



blog comments powered by Disqus
<Август 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Сентябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Экономика