Последнее обновление: 25.11.2024 18:00

Задание на лето 2010

Пока существуют тупики, суеты на всех хватит. (городской юмор)

Саммита все нет

Пришло лето, шестнадцатое лето президентства А. Лукашенко. Как все поменялось за эти годы! Совсем, в принципе недавно, каких-то 15 лет назад белорусский президент позиционировал себя как новую геополитическую реальность на постсоветском пространстве, влияющую на политический климат не только России, но и всей Восточной Европы. В Минске всерьез говорилось о перехвате исторической инициативе, кое-кому казалось, что благодаря динамике политического процесса, заданной первым белорусским президентом, изменится геополитический статус республики, она станет субъектом если не мировой экономики, то хотя бы мировой политики… А. Лукашенко много ездил, постоянно посещал Москву и свободно встречался с российским руководством. Молодой белорусский президент сыпал инициативами, всех поучал и сам себя нахваливал… С годами инициативы исчезли, поучения и бахвальство осталось.

… Весна 2010 г. ушла на пропагандистские кампании, призванные подготовить почву для российско-белорусского саммита. Встреча, по идее, должна была состояться сразу после подписания 27 января протоколов по поставке российской сырой нефти в Республику Беларусь, но не сложилось… В итоге уже июнь, а саммита все нет.

Задание на весну

Обратимся к «Заданию на весну 2010»:

«Что будет предпринимать Минск этой весной?

Попытается выйти из белорусско-польского кризиса с наименьшими потерями. Беларуси нужны кредиты МВФ, нужна поддержка ЕС. Минск уступит Варшаве в мелочах… А. Лукашенко должен как-то выйти из пассивного состояния, подлечиться и попытаться найти новую повестку дня с российским руководством. Вряд ли он выйдет на политические решения с Москвой, но именно запуск строительства Белорусской АЭС должен стать лейтмотивом не только его избирательной кампании, но и его четвертого и пятого президентского сроков. Тут формула проста и ее создал сам белорусский президент: «Есть АЭС – есть Лукашенко президент, нет АЭС – нет президента Лукашенко». Он сам себе выкопал яму в виде ядерного реактора. Придется лезть… Поменять Союзное государство России и Беларуси на Таможенный Союз и в перспективе на ЕЭП не получится. Интеграция на интеграцию не меняется, тем более политическая на экономическую. Издержки колоссальны… Надо готовить страну жить с двумя обходными трубопроводами и пограничной АЭС в Калининграде. Жить с газом по польской цене. Иного пути для сохранения суверенитета нет... В этом ключе обращает на себя внимание нежелание или неспособность белорусского руководства изменить структуру нефтехимического комплекса республики. Не изменена схема налогообложения, не ликвидированы посредники, не решен вопрос о поставках относительно дешевого топлива, к которому привык белорусский потребитель, на внутренний рынок, сохраняются схемы перекрестного субсидирования топливом. Вместо этих, вполне решаемых вопросов, белорусские власти заняты составлением все новых и новых схем, призванных заставить российское руководство вернуть к жизни белорусский нефтяной оффшор. Если руководящие ведомства продолжают жить в ожидании халявы, их надо безжалостно гнать… Белорусскому президенту следует что-то делать со здоровьем. Таких, каким он был на лыжне, в президенты не выбирают. Никакие хитрости не помогут» («Задание на весну 2010», 28 февраля 2010 года). Так виделись проблемы в конце февраля. Посмотрим, что получилось…

Белорусский президент поправил здоровье. Это очевидно. Он сейчас в хорошей форме.

Как и в 2005 году (за полгода до выборов), так и в 2010 г. Варшава и Минск, получив от кризиса с польской общиной собственные политические дивиденды, проблему постепенно смикшировали и постарались забыть.

Не удалось что-либо добиться в главном – не выработана новая философия российско-белорусских отношений. Как следствие, вопрос о строительстве в республике АЭС оказался подвешен, не решена задача обеспечения белорусской нефтехимии дешевой беспошлинной российской нефтью. Эти вопросы для Беларуси и правящего режима носят глобальный характер и от их решения напрямую зависит судьба А.Лукашенко. То, что в феврале казалось проблемой, в мае стало почти катастрофой.

Согласиться с ликвидацией нефтяного оффшора белорусскому руководству было невозможно. Белорусский нефтяной оффшор - уникальный «оазис» посредничества и спекуляции на российских энергоносителей, бездонный валютный резервуар, позволяющий с одной стороны сохранять в республике социально-экономическую стабильность и обеспечивать свою власть, а с другой стороны формировать белорусскую олигархию (основу его режима) и обогащать свою династию…

Потеря нефтяной сверхприбыли впервые со всей очевидностью поставила под вопрос устойчивость личной власти А. Лукашенко. Кремль, нанеся удар по самому оберегаемому активу белорусского правящего режима, фактически выкопал ему могилу…

А. Лукашенко заметался. Видимо он понял, что время ушло и вернуть доверие Москвы ему не удастся. Посыпались варианты давления на Москву: пропагандистская антироссийская кампания, попытка организовать трансатлантический нефтяной мост из Венесуэлы, на днях белорусский президент едет в Баку. Он торопится и лихорадочно ищет пути выхода из тупика. Однако, есть серьезные основания, что белорусским властям придется как-то привыкать жить в новых экономических условиях.

Таможенный Союз, как последняя надежда

В статье «Задание на весну 2010» автор этих строк отмечал, что «Поменять Союзное государство России и Беларуси на Таможенный Союз и в перспективе на ЕЭП не получится. Интеграция на интеграцию не меняется, тем более политическая на экономическую. Издержки колоссальны». Это было фактическим предупреждением о том, что не стоит возлагать особые надежды на ТС, который, естественно, не решит всех многочисленных проблем белорусской экономики. Но белорусские власти, обнаружив, что проект Союзного Государства явно потускнел, попытались на базе уже новой интеграционной инициативы возродить быстро разрушающуюся дотационную систему. Это была стратегическая ошибка.

Ошибка

Судя по поведению белорусского истэблишмента, в Минске посчитали, что российское руководство, прежде всего Д.Медведев, крайне заинтересовано в новой международной инициативе, призванной поднять престиж России, вернуть ей имидж главного интегратора на постсоветском пространстве и сделать третьего президента России одним из международных лидеров, не уступающим или даже превосходящим В. Путина по своей значимости на международной арене . Вот тут была ловушка - белорусские власти уверовали в то, что противоречия между президентом и премьер-министром России столь серьезны, что можно поиграть на них. Белорусский президент сделался, пожалуй, самым жестким на планете после Б. Березовского антипутинцем.

В итоге А. Лукашенко с помощью ангажированных «экспертов» из Москвы стал поистине великим знатоком «тайн Кремля». «Проникновение» в склоки обитателей верхних этажей российской власти создало иллюзию возможности возрождения системы дотаций на уровне кулуарной борьбы внутри российского руководства, но не дало заметить главного – общий антибелорусский тренд российского политического класса. Отсюда и бесперспективность игры с Москвой.

Белорусские власти, считая, что Москва ради запуска Таможенного Союза, пойдет на любые уступки, сделали ставку на шантаж. Официальный Минск стал буквально давить на Россию, требуя за вход республики в ТС оплату в виде беспошлинной нефти. Для России нефтяная тема является сакральной. Кроме того, в понимании Кремля вопрос о снабжении республики нефтью решен 27 января. Изменить сложившуюся схему можно было только в результате тщательно подготовленной встречи президентов России и Беларуси. Естественно, такого рода переговоры требовали от белорусского президента серьезных уступок.

Нежелание чем-то себя связывать подвигло А. Лукашенко к еще двум ловушкам. Первая – попытка доказать Москве, что Беларусь способна сама себя обеспечить нефтью. Так родился трансатлантический нефтяной мост, призванный напугать российское руководство перспективой потерять белорусский нефтяной рынок. Однако Москва искренне порадовалась белорусской предприимчивости и учла на перспективу объемы «белорусской» нефти, добываемой в Венесуэле.

Второй ловушкой, куда А.Лукашенко угодил по собственной инициативе, был уровень проработки вопросов в структурах вновь создаваемого ТС. Дело в том, что переговоры в рамках Комиссии ТС позволили белорусскому президенту использовать премьера С. Сидорского, а самому формально устраниться, чтобы не встречаться с В. Путиным. Итог такого рода тактики оказался плачевен. На минувшей неделе А. Лукашенко не пустил на внеочередную встречу премьер-министров стран – участников Таможенного Союза в Санкт-Петербурге премьера С. Сидорского. Этим символическим шагом белорусский президент фактически признал свое поражение в борьбе за выгодную для Беларуси конфигурацию Таможенного Союза, чем преподнес неожиданный подарок В. Путину. Второй по счету президент России не преминул немедленно воспользоваться сложившейся ситуацией и дал старт создания ТС из России и Казахстана… На двоих.

С этого момента Россия и Казахстан вырвались вперед и Беларуси придется только догонять. Если Минск все-таки продолжит процесс вступления в ТС. Но в этом случае речь уже не пойдет о новых переговорах и обсуждениях требований белорусской стороны. В лучшем случае Минск вежливо выслушают и… предложат только присоединиться к уже подписанным соглашениям. Не более того...

Признаться, автор этих строк был шокирован столь глупой и эмоциональной реакцией белорусского руководства на ход создания ТС. Понятно, что Минск проиграл битву за российскую беспошлинную нефть, но зачем же интеграцию гробить.

Еще более поразил звонок С. Сидорского В. Путину с заверениями, что Минск ни в коем случае не будет «могильщиком» ТС… Странно, а тогда почему не приехал?… Уж лучше бы не звонил.

В итоге суета официального Минска вокруг ТС всем изрядно надоела.

«Давление» на Беларусь

Всю весну А.Лукашенко с одной стороны создавал иллюзию массированного давления Москвы на Минск. С другой стороны глава белорусского государства пытался втянуть российское руководство и российский бизнес в торг за белорусские производственные активы – нефтехимию, «Белтрансгаз» и т.д. Поразительно то, что попутно со столь разновекторной и в целом антироссийской информационной кампанией А.Лукашенко ввязался в бакиевщину – создание на белорусской территории центра политической дестабилизации в Центральной Азии. Весь этот букет противоречивых действий белорусского руководства позиционировался на фоне начавшейся предвыборной кампании белорусского президента, где роль и значение России остается определяющей.

В основу пропагандисткой кампании об усилении российского политического и экономического давления на республику белорусские власти положили удорожание импорта российской нефти (введение экспортной пошлины). Белорусские НПЗ, до января 2010 года демонстрирующие высокую рентабельность, в 2010 г. оказались на грани банкротства. Отсюда вроде бы следует логичный и естественный вывод о том, что российские власти сознательно снизили цену белорусской нефтехимии, переведя большую часть поставок нефти на уровень биржевых цен. Как следствие, с марта текущего года в белорусском экспертном сообществе и государственных, а также и негосударственных СМИ идет кампания против России и российских корпораций, «готовых» «по дешевке» овладеть белорусскими НПЗ. Огромный вклад в кампанию вносит лично А. Лукашенко: «Они говорят: нам нужен контрольный пакет акций (Белтрансгаза). Я не против. Если они скажут, что будут поставлять по внутрироссийским ценам газ в Беларусь на равных условиях - берите контрольный пакет. Мы - не против. То же самое по нефтеперерабатывающим заводам: дешевая нефть - хорошие условия. Но не бесплатно, мы не против, но за хорошие деньги. Мы будем продавать акции. Но они хотят, чтобы мы отдали эти заводы почти бесплатно. Ничего бесплатно не продадим" (А. Лукашенко, Могилев, 27 мая 2010 г.)».

Подобного рода заявлениями полна белорусская печать: «пытаются овладеть», «захватить», «хотят даром» и т.д. Самое интересное в этой истории то, что белорусские власти не приводят ни одного примера попыток российских компаний действительно овладеть белорусскими производственными активами даром или по бросовым ценам. Нет ни одного формализованного заявления российского руководства с требованием продать НПЗ по балансовой стоимости. Причем, Москва, по-моему, вообще не в курсе, что ей приписывают грабительские интересы – дешево скупить белорусское «фамильное серебро». На первый взгляд, белорусы сами себе дурят голову… Если бы все было так просто.

Естественно, против «жуткого» давления Москвы и ее стремления купить «за копейки» белорусскую нефтехимию у Минска есть весьма простое и действенное оружие – ничего не продавать. Не продавать и точка… Но самое смешное в том, что никто белорусов и не просит продать.

Более того, А. Лукашенко еще в марте говорил о готовности рассмотреть совместный план сотрудничества России и Беларуси в нефтехимии на взаимовыгодных условиях, т.е. речь шла о возможных российских инвестициях в белорусскую «нефтянку». План так и не довезли до Москвы.

В итоге все это начинает уже раздражать. Если у Минска есть реальные предложения российских компаний по приватизации или скупке белорусских производственных активов, то в его же интересах, чтобы не создавать информационных спекуляций, эти предложения осветить в СМИ. Если их нет в природе, то белорусское руководство, говоря о попытках захвата предприятий, просто лжет.

Снова «Белтрансгаз»

То, что с предложениями о покупке белорусских производственных активов все-таки туго, показала история с предложением А. Лукашенко российскому руководству и Газпрому купить контрольный пакет акций «Белтрансгаза» (27 мая 2010 г.).

Поразительно то, что белорусский президент предложил Москве то, что российские власти безуспешно просили у Минска с 2000 г. Стоит напомнить, что конечной целью газового соглашения апреля 2002 года было создание на базе «Белтрансгаза» российско-белорусского газотранспортного совместного предприятия. Так что предложение А. Лукашенко, сделанное им на прошлой неделе в Могилеве, запоздало почти на 10 лет.

Между тем, опыт покупки 50% акций «Белтрансгаза» продемонстрировал, что управлять своими активами в Белоруссии российские компании не могут. А. Лукашенко не считается с правами собственности. Для примера можно напомнить об истории с запретом на выплату дивидендов российским собственникам части акций Мозырского НПЗ, причитающихся им за переработку венесуэльской нефти.

Кроме того, в завершающую стадию вступило строительство первой очереди газопровода Nord Stream. С решением ряда транзитных проблем на южном (украинском) участке транзита российского газа в Евросоюз и входа в строй в 2011 г. первой очереди газопровода Nord Stream значение белорусского транзита объективно падает. Объем поставок законтрактован. Поставки если и будут увеличиваться, то с помощью балтийского газопровода, который для скорейшей окупаемости потребует максимальной загрузки.

Стоит напомнить, что производственная основа «Белтрансгаза» изношена до предела и, по сути, требует вложений соразмерных со строительством нового магистрального газопровода.

В целом, предложение А. Лукашенко обменять контрольный пакет «Белтрансгаза» (фактически одну акцию, так как 50% «Белтрансгаза» и так принадлежит Газпрому) экономически невыгодно. При нынешнем уровне (разнице цен) поставка газа в РБ по внутрироссийским ценам приведет к убытку в 1,5 млрд. долларов в год. Стоит напомнить, что белорусская сторона предложила бессрочную поставку.

Естественно, с учетом вышеприведенных фактов, 28 мая И. Сечин от лица российского правительства отверг предложение А. Лукашенко. Белорусский президент опоздал навсегда…

Чтобы окончательно закрыть проблему приобретения газотранзитных активов в Беларуси автор этих строк напомнит собственное мнение, высказанное почти четыре года назад: «Белорусской стороне удалось отвлечь внимание «Газпрома» «куклой» - оценкой без преувеличения ржавой «трубы», которая не может проработать и месяца без очередной тяжелой аварии. Далее снова начинается некая газовая мистика. Во–первых, рассыпающаяся в труху труба не нужна «Газпрому» - собственность в стране, где за углом «гуляет» «золотая акция», бесполезна. Проще сразу деньги А. Лукашенко отдать. «Газпрому» нужна функция оператора российского транзита, которой владеет «Белтрансгаз». Во-вторых, белорусская сторона не скрывает, что все равно никогда «Белтрансгаз» не отдаст, разве только за половину самого «Газпрома». Тогда, все и всё прекрасно понимают, зачем вообще суета вокруг «производственных активов «Белтрансгаза»?» (24.12.2006, Письма из Москвы: Газовая мистика).

Прошли годы и А. Лукашенко, видимо считая, что в Москве все забыли, вновь попытался подсунуть «куклу». Но в Москве как раз не забыли…

Бакиевщина

Москва немало делает для стабилизации ситуации в Киргизии. Обстановка там действительно сложная. Конфронтация на юге республики переходит из политической стадии в межнациональную. Россия отдает себе отчет, что Минск подливает бензин в разгорающийся костер. Игра Минска с огнем в итоге может спровоцировать невиданное обострение отношений между РФ и РБ.

Бишкек потребовал выдать К. Бакиева. Конечно, определенное время можно будет валять дурочку и перекладывать запрос о выдаче со стола на стол, но судя по событиям на юге республики, белорусское руководство крепко завязло в киргизском кризисе. Минск обеспечивает штаб Бакиева всем необходимым, включая современными средствами связи. В случае обострения ситуации в далекой центральноазиатской республике, Беларусь рискует оказаться обвиненной в содействии терроризму со всеми вытекающими последствиями.

Выборы

Официальный Минск не знает сценария России на белорусских президентских выборах, но видимо понимает, что в создавшихся условиях ни о каком автоматическом признании итогов выборов со стороны Москвы говорить не приходится. Как бы А. Лукашенко не прикрывался «живым щитом» из оппозиционных кандидатов, Москва будет ориентироваться на уровень политических разногласий между двумя государствами.

Непризнание Россией итогов президентских выборов в республике равносильно политической дестабилизации.

Попытки А. Лукашенко объявлять себя пророссийским политиком на фоне непрерывной антироссийской информационной войны (одни только обвинения России в захвате белорусских предприятий что стоят!) выглядят издевательски. С учетом того, что белорусский президент намерен выступить на предстоящих выборах в качестве защитника белорусского суверенитета от «давления» России, то избирательной кампании будет сознательно придан антироссийский акцент, что еще более отдалит Москву от нынешнего белорусского президента.

Возможный перенос выборов на осень (автор этих строк сомневается в переносе, но это отдельная тема) облегчит Москве выполнение главной задачи – окончательной ликвидации с 1 января 2011 г. дотационной системы. С этого момента Россия окончательно снимет с себя какую-либо ответственность за состояние дел в республике.

Если Минск все-таки рискнет остаться вне Таможенного Союза, что безусловно повлечет за собой потерю российских рынков, то за 2011 – 2012 год, вместе с вводом в строй Nord Stream и БТС-2, в Беларуси произойдут серьезные политические трансформации. Техническая база под эти трансформации достраивается со скоростью 3 км трубы в сутки. Работают в три смены…

Как видим, куда ну сунешься – везде тупик. Никакая суета не выручит.

Что делать?

Трудно сказать. Видимо А. Лукашенко полностью исчерпал свой политический ресурс. Договоренности с ним невозможны в принципе. Более того, негативное отношение к главе белорусского государства со стороны российского истэблишмента столь глубоко, что какие-либо стратегические соглашения с белорусским президентом невозможны в принципе. Для российско-белорусских отношений он бесполезен и деструктивен.

В создавшихся условиях у А. Лукашенко только одно задание на наступающее лето: российско-белорусский саммит.

Саммит, естественно, не спасет ситуацию, так как, скорее всего, будет бесплоден. Но сам факт поведения саммита в преддверии 1 июля - начала полноценного функционирования Таможенного Союза, позволит белорусскому президенту определенное время в разгар предвыборной кампании поговорить о поддержке Москвы. В противном случае у А. Лукашенко будут серьезные и практически не решаемые проблемы… Они, впрочем, его и так осаждают.

Андрей Суздальцев, Москва, 31 мая 2010 года, Politoboz.com



<Апрель 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Май 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Политика