Пекин по-прежнему считает, что разговоры о введении санкций в отношении Тегерана не будут способствовать урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, сообщает со ссылкой на заявление главы МИД КНР Ян Цзечи агентство Рейтер.
"Говорить о санкциях в настоящее время - значит усложнить ситуацию и поставить возможную преграду на пути поиска дипломатического решения", - цитирует агентство слова министра, сказанные им в четверг в ходе визита во Францию.
Заявление главы китайской дипломатии последовало вскоре после того, как замгоссекретаря США Филип Кроули сообщил о том, что Вашингтон продолжает обсуждение с членами "шестерки" (США, Россия, Китай, Германия, Великобритания, Франция) вопроса о введении дополнительных санкций против Ирана.
Барак Обама не раз говорил о возможности введения дополнительных санкций, если Иран продолжит развитие своей ядерной программы. На последнем заседании 17 января в Нью-Йорке "шестерка" решения о дополнительных санкциях не приняла, несмотря на такое предложение со стороны США.
По словам Кроули, американская администрация ведет обсуждение с членами "шестерки", также как и с другими странами, так как Вашингтон "ищет возможные направления для давления, с тем, чтобы дать понять Ирану, что его нежелание пойти навстречу и воспринять наши озабоченности по ядерной программе будет иметь свою цену". При этом, по словам представителя Госдепа, "русские полностью вовлечены (в этот процесс)".
Западные страны подозревают Иран в разработке ядерного оружия, но Тегеран категорически отвергает эти подозрения, заявляя о мирном характере своей ядерной программы. В отношении Ирана действуют пять резолюций Совета безопасности ООН, три из которых - санкционные из-за отказа Тегерана приостановить обогащение урана и допустить на все объекты инспекторов МАГАТЭ. Санкции, в частности, вводят ограничения на поставки Ирану материалов, которые могут использоваться в ядерной и ракетной промышленности.
Совет управляющих МАГАТЭ 27 ноября 2009 года большинством голосов, включая Россию, принял резолюцию, в которой осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана "Форду" близ города Кум (в 100 километрах к югу от Тегерана) и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, не заявленных Агентству".
В начале января иранский президент Махмуд Ахмадинежад вновь заявил, что Иран будет самостоятельно производить обогащенный до 20% уран, если страны "шестерки" до конца января не примут его последнего предложения и не согласятся обменивать низкообогащенный уран на дообогащенное ядерное топливо на иранской территории.
Однако в минувшую среду, 3 февраля, западные СМИ со ссылкой на иранское телевидение передали слова президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о том, что у Тегерана "нет проблем" с вывозом низкообогащенного урана за рубеж. Однако, никаких официальных комментариев с иранской стороны не последовало.
Пекин неоднократно заявлял о том, что КНР настаивает на решении иранской ядерной проблемы дипломатическими средствами. Так, в конце января официальный представитель китайского МИД Ма Чжаосюй заявил о том, что "в настоящее время еще существует свободное пространство области дипломатических усилий, которые прилагают стороны". При этом он выразил надежду, что участники переговоров по Ирану "будут исходить в своих действиях из общей обстановки и перспектив, будут гибкими и не прекратят наращивать дипломатические усилия".