Евросоюз куда больше озабочен проблемой снижения экспорта в Беларусь, чем развитием диалога с белорусскими властями и дальнейшими шагами официального Минска в сфере демократизации и прав человека. На прошлой неделе Минск посетила делегация Генерального директората Еврокомиссии по вопросам внешней торговли, которая обсудила с белорусскими властями этот экономический вопрос.
В минувший вторник глава представительства ЕС в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель еще раз донес до представителей СМИ эту озабоченность, суть которой проста – Евросоюз не одобряет участие Беларуси в проекте Таможенный союз с Казахстаном и Россией. Естественно, еврочиновники не выражают свое недовольство прямым текстом, но смысл прозвучавших комментариев всем понятен.
Так, Хольцапфель очень дипломатично напомнил, что Европа обычно приветствует таможенные союзы, поскольку они расширяют рынки и способствуют снижению тарифов, да вот только экспорт в Беларусь снижается. Посол председательствующей в ЕС Испании в России и Беларуси по совместительству Хуан Антонио Марк Пухоль был более откровенен.
Дипломат также привел историческую справку о том, что Евросоюз создавался как экономическая организация.
"Однако он был не закрытым клубом, а открытой зоной, в которой координировались торговые процессы, что давало облегчение экономикам разных стран. И мы приветствовали бы, если бы Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России развивался в таком же ключе", - не стал скрывать желания Европы испанский дипломат.
В очередной раз раздалась критика в сторону решения стран-участников ТС вступать в ВТО таможенной «тройкой».
"С нашей точки зрения было бы проще, если бы три страны вступали в ВТО по отдельности, но, принимая в расчет, что они образуют Таможенный союз", - сказал г-н Пухоль.
Таким образом, представители ЕС еще раз подтвердили, что сотрудничество с Беларусью осуществляется в двух параллельных мирах: экономика и все остальное. Причем, первый мир волнует представителей Запада в первую очередь.
Протокол о намерениях
Развитие публичного диалога с Беларусью в политической и общественной сферах пока же носит декларативный характер и осуществляется на уровне протокола о намерениях. Запад никогда не отличался многозадачностью. Озвучив в свое время 12 условий, которые должна выполнить Беларусь, и включив страну в проект Восточное партнерство, рассчитанный в основном на других участников на постсоветском пространстве, еврочиновники озабочены лишь тем, чтобы напротив каждого пункта поставить пометку «Выполнено».
И это одна из главных причин, объясняющей, почему Запад весьма неповоротливо реагирует на изменения политической ситуации в Беларуси, да и не особо стремится реагировать, что проявляется в отсутствии реакции на собственных возбудителей спокойствия в лице отдельных евродепутатов. Ведь, с бюрократической точки зрения, диалог с Беларусью успешно развивается, что подтвердил испанский дипломат, комментируя участие Минска в Восточном партнерстве.
"Беларусь уже подала множество проектов под финансирование "Восточного партнерства". Это уже значительный результат, о котором мы не могли думать год назад", - сказал Хуан Антонио Марк Пухоль.
Бюджет будет освоен, галочки – поставлены, а изменят ли эти проекты хоть немного ситуацию в самой Беларуси, это, похоже, мало кого волнует на Западе. Даже, такой вопрос как облегчение визового режима рассматривается исключительно с точки зрения удобства граждан стран ЕС, граничащих с Беларусью.
Чем быстрее Беларусь подпишет соглашения с Литвой и Польшей об облегчении визового режима для жителей приграничных территорий, тем быстрее граждане (понятно, что упомянутых стран) получат преимущества при пересечении границы, заявил в свою очередь посол Венгрии Ференц Контра, отметив, что Польша и Литва уже готовы подписать эти соглашения.
Это объясняет и спокойное отношение Европы к решению белорусских властей повысить стоимость виз, выдаваемых в национальном аэропорту Минска с 60 до 180 евро – Национальный аэропорт находится далеко от границ Беларуси с Литвой и Польшей, а потому приграничное население этих стран не пострадает от решения белорусских властей подзаработать на туристах.
Что же касается облегчения визового режима для всех белорусов, то Европу этот вопрос не особо беспокоит.
"На прошлой неделе в Минске работала ознакомительная миссия ЕС. Первые шаги были сделаны, и мы ждем результатов", - сказал Контра.
Евросоюз, решая свои публичные задачи, предпочитает стоять в стороне при обсуждении и ряда других важных для белорусских граждан вопросов.
Указ о регулировании Интернета? – Евросоюз не комментирует.
"ЕС посмотрит, какие у указа будут последствия", - заявил венгерский дипломат. (Нужна ли пациенту операция, узнаем потом: остался жив, значит помогла, умер – значит, оказалась ненужной).
Непоследовательная внешняя политика Беларуси, которая сводится к тому, что белорусская избушка с протянутой рукой вращается между Западом и Востоком?
"Было бы идеально и очень желательно, чтобы Беларусь сохраняла хорошие отношения с Россией и продолжала развивать сотрудничество с ЕС", - отвечает посол Великобритании Розмари Томас, которая представляет в Беларуси председательствующую в ЕС Испанию.
Евросоюз не проявляет желание или не видит смысла в усилении давления на белорусские власти, используя с целью положительного пиара любые ничего не значащие заявления и не влияющие на процесс демократизации решения официального Минска.
Г-жа Розмари Томас приветствует дискуссию о целесообразности применения сметной казни, которая в последнее время активно ведется в белорусском обществе. А по мнению белорусского общества, эта дискуссия еще не начиналась и вообще бессмысленна – решение о моратории может принять А.Лукашенко и/или парламент хоть сегодня.
Безусловно, особое влияние на диалог с Европой окажет и снятие декретом Лукашенко ограничений на оздоровление белорусских детей, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Но станет ли от этого лучше с демократией?
"Мы считаем, что в диалоге Беларуси и ЕС сейчас слово за Беларусью. Именно Минск диктует темп этого диалога", - весьма четко (сознательно или случайно) резюмировала Розмари Томас нынешнее состояние публичных отношений между Минском и Западом.
Такое состояние на руку и белорусским властям, которые больше не впадают в истерику от высказываний еврочиновников, и оппозиции, которая в упор не замечает огрехов со стороны ЕС. Ведь речь идет лишь о тех сферах, которые представляют надводную часть айсберга под названием «Диалог с Европой». В подводной, невидимой для общественности, части жизнь бьет ключом – Беларусь (в лице различных политических сил) пока предпочитает решать свои политико-экономические задачи в кулуарах...