Можно было предугадать многое из того, что прозвучало на сегодняшнем заседании Совмина, но только не чудные комментарии, как бы наивно это не казалось, по новым условиям поставкам нефти в Беларусь в 2010 году в исполнении членов правительства "Начало этого года, ввиду известных событий (затянувшиеся переговоры по условиям поставки российской нефти), внесло сбой в работу концерна. Условия поставки нефти и нефтепереработки существенно изменились, к сожалению, не в лучшую сторону", - заявил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.
В свою очередь, премьер Сергей Сидорский, затрагивая нефтяной вопрос, позволил себе отметить "некие сбои по нефтехимическому комплексу".
Следует отметить, что Семашко не в меньшей степени чем А.Лукашенко несет ответственность за упущенный с экономической точки зрения январь, в то время как еще в прошлом году было понятно, что Россия не пойдет на дополнительные уступки по нефти.
К чему сожаления Семашко и осторожность Сидорского, когда ни один, ни другой понятия не имеют, что делать в сложившейся ситуации и какая судьба уготована белорусскому нефтехимическому комплексу. Ведь если бы хоть как-то готовились к такому итогу нефтяных переговоров, то обошлось бы без непрекращающихся заседаний и совещаний в концерне Белнефтехим, в ходе которых чиновники и представители нефтетрейдеров решают головоломки, раскладывают пасьянсы, собирают пазлы и гадают на кофейной гуще.
Но вряд ли такой мозговой штурм закончится тем, что в любой момент кого-то из присутствующих осенит той единственной блестящей идеей, которая и спасет белорусский нефтяной офшор. Надо было в прошлом году просчитывать и готовиться к худшему сценарию.
Между тем, оба с присущим всем белорусским чиновникам чрезмерным оптимизмом заверяют, что ситуация поправима и ставят перед концерном задачу выйти на запланированные объемы производства уже по итогам 1-го квартала.
"Имеются основания для того, чтобы в первом квартале выйти на запланированные объемы производства", - сказал Сидорский.
"Работа будет направлена на то, чтобы концерн поправил ситуацию и также вышел на положительную динамику по году", - был более осторожен Семашко, по словам которого для этого имеется все необходимое.
Следует отметить, что мажорные заявления прозвучали на фоне отсутствия поставок нефти на белорусские НПЗ из-за ряда неурегулированных моментов. Что в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что необходимого, а в данном случае речь идет об обыкновенной смелости признать ошибки, правительству как раз и не хватает.
2009 год – ударный год
"Полученные результаты (2009 года) подтвердили правильность выбранной антикризисной стратегии правительства и местных органов власти", - заявил сегодня Сидорский. - "В 2009 году мы предотвратили экономический спад, сохранили промышленный потенциал страны, трудовые коллективы на предприятиях, обеспечили рост производства в таких основных отраслях как сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, а также не допустили роста безработицы и раскручивания инфляционных процессов в стране".
Это говорит премьер страны, который через несколько минут сам же перечисляет основные «достижения» минувшего года: проблема складских запасов на предприятиях пока не решена (Br5,5 трлн.); отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере $4,8 млрд. (за 11 месяцев) при годовом прогнозе $1,5 млрд.; убытки реального сектора выросли более чем в два раза до Br1,3 трлн.
А еще рост внешнего госдолга страны в 2,1 раза до 7,89 млрд. долларов США на 1 января 2010 года, и валового внешнего долга за 9 мес. 2009 года на $4,14 млрд. до пугающей суммы в 20 млрд. долларов.
Скачок, рывок…
Могут ли такие показатели стать поводом для беспокойства членов белорусского правительства? Любой угадает правильный ответ с одной попытки.
"Мировая экономика выходит из рецессии… ", - привел главный аргумент Семашко.
"Мы рассчитываем, что работа в составе Таможенного союза… в целом даст нам больше плюсов, чем минусов. В рамках Восточного партнерства удастся убрать имеющиеся пока ограничения по ряду позиций нашего экспорта в страны ЕС", - продолжил первый вице-премьер. Эти убойные аргументы, по мнению членов белорусского правительства, позволят не только спасти экспорт, но и дальше продолжить реализацию привычной стратегии – накачивать экономику деньгами из всех возможных источников.
Семашко: Необходимо кардинально усилить работу по привлечению иностранных инвестиций.
Сидорский: Инвестиции в экономику малых и средних городов необходимо увеличивать.
Семашко: Предприятиям будет оказана господдержка, правда, только под высокоэффективные инновационные проекты.
Все сказанное, безусловно, является правильным и выверенным шагом на пути к процветанию страны. Но все же два нюанса не позволяют окончательно развеяться всем сомнениям. Во-первых, новые условия поставки нефти и новая экономика нефтепереработки, которую еще только предстоит просчитать, на время притормозят даже самых отчаянных инвесторов. Во-вторых, возможные потери бюджета по итогам подписанного в Москве 27 января пакета документов ставят под сомнение вообще способность правительства выполнить и профинансировать хотя бы отдельные обещания и мероприятия.