Последнее обновление: 22.11.2024 11:34

Своевременная провокация в Минске

«Кому надо яйца, приезжайте, дадим» (А.Лукашенко)

Уго Чавес признал Абхазию и Южную Осетию. Показательно, что заявление о признании новых закавказских государств прозвучало на следующий день после краткосрочного визита президента Венесуэлы в Минск. Сомнительно, что А. Лукашенко не был проинформирован У.Чавесом о намерении Каракаса установить дипломатические отношения с Сухумом и Цхинвалом.

Окажет ли факт признания Венесуэлой Абхазии и Южной Осетии влияние на российско– белорусские отношения и отношения Минска с Западом? Безусловно, окажет. Прежде всего, Венесуэла – это, конечно, не Никарагуа. Влияние Каракаса на Карибский бассейн и Южную Америку трудно переоценить. Венесуэла является символом нерешенности и нерешаемости проблем между США и латиноамериканским «задним двором» Вашингтона. США десятилетия и миллиарды долларов потратили на то, чтобы в Латинской Америке не появились новые Кубы, но в итоге сейчас южнее Флориды существует целый клубок антиамериканских режимов. Современное политическое позиционирование Венесуэлы, как центра борьбы с американским влиянием в регионе и «во всем мире», говорит о том, что Куба не оказалась исключением из правил… Проблемы американской политики в Латинской Америке носят хронический характер ... Страны региона будут искать партнеров в лице Китая, России, Индии, Малайзии, Индонезии, ЮАР и т.д., не исключая ЕС.

Следовательно, вскоре по примеру Венесуэлы Абхазию и Южную Осетию признают Боливия, Эквадор, Куба и т.д. Большинство из этих государств пойдут на признание новых закавказских государств не по причине особого пиетета к Москве или надежд на получения кредитов, оружия, ресурсов, но из желания досадить Вашингтону.

С каждым новым признанием для России будет спадать острота проблемы обеспечения международного позиционирования Абхазии и Южной Осетии. Объективно сократятся возможности навязать Москве некий торг за факт признания и установления дипломатических отношений с данными государствами. Признание новых закавказских республик окончательно превратится в статусный, форматный характер, определяющий уровень отношений России с международными партнерами, пока не сформируется в виде шкалы, позволяющей с высокой точностью фиксировать место того или иного государства в приоритетах России, востребованности его для российской внешней политики в диапазоне отношений от непреклонного внешнеполитического противостояния до многостороннего союзничества.

Со своей стороны, своим признанием Сухума и Цхинвала У. Чавес фактически ликвидировал особый, можно сказать исключительный статус РБ, как страны, где остановился, практически не начавшись, процесс признания новой политической конфигурации, сложившейся в Закавказье в результате российско-грузинской войны. Данный статус имеет особое значение для Запада и является условием присутствия Беларуси в европейской программе «Восточное партнерство».

В этом плане попытки определенных политических сил Республики Беларусь придать вопросу признания/непризнания Абхазии и Южной Осетии характер незначительного эпизода, о котором все забыли, наивны и сродни детской манере закрывать глаза, когда страшно. Проблема, даже если ее «в упор» не видишь, никуда не девается. Рассуждения о том, что Республика Беларусь признает Абхазию и Южную Осетию того, «когда ей будет выгодно», призваны скрыть очевидную истину - Минск никогда не признает новые закавказские республики, но все равно попытается повыгоднее продать Москве ключ от замка, которого нет. Однако медленное и неуклонное расширение круга «признавантов» нивелирует надежды белорусского руководства в очередной раз продать «союзнический долг».

Признание Абхазии и Южной Осетии остается для Москвы индикатором «свой – чужой». Наряду с вопросами участия Минска в программе «Восточное партнерство», подписания документов о присоединении республики к соглашениям о создании КСОР ОДКБ, тема признании новых закавказских государств остается в ряду основных «форматных» условий сохранения хотя бы части союзнических отношений между Минском и Москвой.

Задача обойти «форматные условия» остаются для Минска приоритетными. Проблема для А. Лукашенко усложняется тем, что внешнеполитическая практика не богата ситуациями, которые можно было бы использовать для доказательства Москве своей востребованости, игнорируя стратегические проблемы в российско-белорусских отношениях. Стоит отметить, что в ближайшие две недели белорусский президент будет решать задачу отшлифовки своей предвыборной стратегии, черновик которой, судя по некоторым признакам, близок к завершению или вообще уже готов, и ему нужна ясность как на Востоке, так и на Западе.

Предвыборная стратегия А. Лукашенко напряженная и основные трудности в ее выполнении связаны как с сохранением социально – экономической стабильности в стране, так и обеспечением легитимизации итогов голосования. Естественно, составители стратегии (во всяком случае, ее вариантов) не видят другого варианта, как получения А. Лукашенко возможности править в Беларуси четвертую пятилетку.

С Западом проще. А. Лукашенко надеется, что создание из республики пока виртуального форпоста против России заставит ЕС и США признать любые, угодные белорусским властям, итоги голосования. С этой задачей в Минске будут справляться путем создания имиджа республики, «обиженной» Москвой, жертвы «российского империализма». При этом А. Лукашенко выступит в роли неутомимого борца за суверенитет республики. В принципе, после инцидентов с саммитом ОДКБ, признанием территориальной целостности Грузии и т.д., данная политика уже проводится. Но официально старт согласования итогов будущих белорусских президентских выборов начнется во время визита А. Лукашенко в Вильнюс (и тут литовцы обогнали поляков). Шансы на достижимость поставленных задач высоки…

Обеспечение социально – экономической стабильности в стране может быть решено исключительно сохранением дотационного режима со стороны России. Безусловно, выделение МВФ на прошлой неделе Беларуси 450 млн. долларов говорит о том, что в настоящее время «живые деньги» для режима А. Лукашенко по первому призыву предоставляет как раз не Москва, а Запад, но по старой белорусской традиции во всем негативном, что случается с республикой, принято обвинять именно Россию. Так и в данном случае – с весны 2009 года режим А. Лукашенко существует исключительно на финансовой помощи Запада, но что-то не слышно протестов оппозиции в отношении данной практики Вашингтона и Брюсселя, как отсутствуют и антизападные пикеты.

Москва до настоящего времени сохраняет для Минска почти реликтовые энергетические дотации и доступ к своему рынку, но от финансовой поддержки режима А. Лукашенко воздерживается. Вопрос с энергоносителями решается к 2011 году (если не раньше), с рынком еще проще.

На российском рынке, несмотря на победные реляции белорусских СМИ о том, что «россияне выстраиваются в очередь за белорусским молоком» или, что руководство той или иной российской области и края «планирует закупки продукции белорусского машиностроения: грузовики, тракторы, холодильники и т.д.», белорусские товары теряют свою привлекательность и неуклонно вытесняются как более дешевым и качественным импортом, так и российской продукцией. Этот процесс объективный и построен на совершенно иной технической и технологической базе, чем той, что до сих пор эксплуатирует белорусское промышленное производство.

Однако белорусское руководство не хочет, да и не может согласиться с тем, что технологическую гонку оно проиграло. Официальный Минск оказался в плену собственных пропагандистских схем и лозунгов, призванных внушить окружающему миру, что Беларусь была «сборочным цехом Советского Союза» или «самой развитой частью Советской империи». Уверенность в собственном интеллектуальном, технологическом, менеджерском превосходстве, построенная на странных местечковых и бытовых предрассудках, вполне проявились в ежегодном росте дефицита торгового баланса в товарообороте республики с Российской Федерацией. Республиканская промышленность никогда не была способна закрыть этот дефицит востребованной в России продукцией.

Безусловно, в создавшихся условиях не могут не обращать на себя внимание попытки белорусских властей прилечь к помощи собственный малый бизнес, проще говоря, «челноков», которых до настоящего времени руководство страны годами старательно выживало из экономической жизни, но сейчас готово превратить в коробейников белорусских товаров. При этом, оставаясь в принципе ярыми сторонниками полной ликвидации «челночного» бизнеса, власти не скрывают, что пока обязанность белорусских «челноков» заключается в растаскивании затоваренных складов белорусских предприятий и реализации данных товаров на, что и требовалось доказать, российском рынке. Потом, как считают корифеи белорусской экономической науки, российские потребители, очарованные качеством и ценой на понравившуюся им белорусскую продукцию, сами по «проторенным» тропам отправятся выстраиваться в очередь к белорусским государственным предприятиям. Вот в этот момент белорусского «челнока», как выполнившего свою задачу по спасению белорусского промышленного госсектора, можно полностью и окончательно ликвидировать, как класс посредников («кулаков – мироедов»).

Между прочим, санированные мозгами, руками и плечами «челноков» белорусские предприятия, закрепившиеся на российском рынке, вполне можно приватизировать, но, как показали итоги визита в Минск министра иностранных дел Словакии, исключительно партнерам по программе «Восточное партнерство» и инвесторам из стран ЕС.

В 1945 году, инструкции предписывали военнослужащему вермахта использовать против советского танка ИС-2 ведро бензина и факел. Так что у белорусского государственного менеджмента еще есть возможности для изобретений все новых мер и методов по спасению белорусской государственной экономики.

Однако без российского рынка не спасут и «челноки» - камикадзе. Поэтому, помимо поиска легитимности на Западе, чему и будет, судя по всему, посвящен визит А. Лукашенко в Литву, белорусский президент активно готовит визит Д.Медведева в Минск.

По идее, во время визита российского президента в российскую столицу, должно быть осуществлено фактическое возвращение Беларуси в ОДКБ. Минск рассчитывает получить от данной вполне ритуальной процедуры солидные финансово-ресурсные дивиденды.

В этой ситуации, появление 9 сентября в центре белорусской столицы оппозиционного пикета против прибытия в РБ российских войск, назначенных для участия в российско-белорусских учениях, оказалось для А. Лукашенко просто подарком судьбы. В момент, когда белорусский президенту, как воздух были нужны примеры его непорочного «союзничества», как по заказу появились несколько десятков ребят с лозунгами, один из которых оказался несколько экзотичным: ««Russian Army go home!». Авторы лозунга, видимо не учли, что в России не разговаривают на английском, как, впрочем, и в Беларуси.

Придется признаться, что автор этих строк в первый момент решил, что данный пикет организовало белорусское КГБ - настолько он оказался востребован властями республики. Тем более, что цель пикета была четко направлена против России и только косвенно касалась А. Лукашенко – идеальное позиционирование для оппозиционных сил в современной политической ситуации в республики. Так что разгон пикета был просто запрограммирован и было бы странно, если бы инициаторы акции это не учитывали.

Своевременность пикета была столь очевидна, что автор данных строк имеет все основания утверждать, что разгон акции не был согласован с Западом – редкое по нынешним временам своеволие официального Минска. Но соблазн воспользоваться столь удачно подвернувшимся случаем у белорусских властей оказался сильнее, чем недовольство Евросоюза или США.

Естественно, пикет фактически оказался демонстрацией в помощь А. Лукашенко. Естественно, факт разгона белорусское руководство обязательно постарается представить Москве в качестве свидетельства своего «союзнического статуса». Естественно, было бы странным, если бы инициаторы акции не предвидели, что они на самом деле не протестуют против российских войск на белорусской территории, а помогают А. Лукашенко выбивать из Москвы финансово - ресурсные дотации и кредиты для обеспечения его очередного переизбрания на новый президентский пост.

Так что через пару недель, если Д.Медведев, тронутый рассказом А. Лукашенко о яростном бое, что пришлось выдержать «горстке» ОМОНа против «орды» оппозиционеров, рвущихся лечь на рельсы перед эшелонами с российскими солдатами, в итоге выделит 500 млн. долларов кредита и пролонгирует цены на российские энергоносители в 2010 году, то было бы справедливо, если бы А. Лукашенко наградил организаторов пикета государственными наградами, а кое-кого из оппозиционного актива досрочно повысил в звании.

Андрей Суздальцев, Москва, 13 сентября 2009 года, Politoboz.com



<Август 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Сентябрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Политика