Президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев остались довольны первым днем переговоров в Москве, который обошелся без сенсаций, однако продемонстрировал готовность перевернуть страницу в российско-американских отношениях и устранить разногласия даже в таких острых вопросах, как американский противоракетный щит в Европе.
Обама приехал в Москву во вторник и несколько часов общался с Медведевым, результатом чего стало согласие России на масштабный транзит американских грузов в Афганистан и согласованные в общих чертах параметры нового соглашения о ядерном разоружении.
"В целом, характеризуя первый день нашей работы и результаты переговоров, которые сегодня прошли, я хотел бы сказать, что расцениваю их как первый шаг, но очень важный шаг в процессе активизации полноформатного сотрудничества между нашими странами, от которого должны выиграть оба государства", - сказал Медведев, назвав разговор с Обамой "очень полезным, очень открытым и деловым".
"Это была, вне всякого сомнения, та встреча, которой ждали не только у нас в стране, но и в США", - сказал Медведев.
Обама, со своей стороны, назвал встречу "очень продуктивной".
"Президент Медведев и я полны решимости оставить позади подозрительность и противостояние нашего прошлого, чтобы заняться общими проблемами. Сегодня мы достигли значимого прогресса и продемонстрировали это делами и словами", - сказал Обама.
"Завтра я намерен продолжить эту работу", - добавил он и упомянул запланированные на среду беседы с бизнесменами и общественными организациями.
Им будет предшествовать первая встреча Обамы с признанным лидером российского властного тандема - премьером Владимиром Путиным, о котором Обама в преддверии визита сказал, что он "стоит одной ногой в прошлом", в отличие от политика нового поколения Медведева. Путин назвал описанную Обамой политическую позицию "раскорячкой" и сказал, что стоять так не умеет.
Обама оставил развитие российско-американских отношений в ведении президентов двух стран. Он подробно анонсировал совместную президентскую комиссию, создаваемую для претворения в жизнь московских договоренностей, и говорил только о себе и Медведеве, не упоминая Путина. Но первый же вопрос на пресс-конференции - "Поняли ли Вы, кто главный в России" - вернул его к теме тандема.
"Президент Медведев - это президент, а господин Путин - премьер-министр. И власть между ними распределена в соответствии с российскими законами, подобно тому, как это происходит у нас в США. Поэтому меня интересует общение напрямую с президентом Медведевым, но также и контакты с премьер-министром Путиным и другими влиятельными секторами российского общества, чтобы получить более широкую картину чаяний и проблем населения России", - сказал Обама.
"По моему глубокому убеждению, президент Медведев и премьер-министр Путин очень эффективно работают вместе, и мы заинтересованы в общении с российской исполнительной властью как единым целым для улучшения состояния двусторонних отношений, чего, я уверен, можно добиться", - сказал Обама.
Он признался, что готовится услышать от Путина в среду то же, что сказал ему Медведев по болезненной для Москвы теме противоракетной обороны США в Европе. Однако и тут, уверен Обама, можно договориться.
По словам Обамы, предложенная администрацией его предшественника Джорджа Буша система ПРО в Европе не представляет никакой угрозы мощному российскому наступательному арсеналу, а направлена против ракет из Ирана и Северной Кореи, поэтому Вашингтон не готов делать её разменной картой при обсуждении двусторонних отношений с Россией.
Однако, по словам Обамы, Медведев сказал ему, что эта тема особо чувствительна для Москвы и вызывает у нее серьезную озабоченность.
"Подозреваю, что завтра я услышу от премьер-министра Путина то же самое", - сказал Обама.
Сблизить позиции, добавил он, можно, в частности, разрабатывая планы совместного противостояния возрастающей ракетной угрозе со стороны третьих стран. Медведев выдвинул похожее предложение - создать глобальную систему противоракетной обороны.
Обама повторил, что его администрация завершит в этом году ревизию планов Буша разместить ракетный щит в Европе, и Медведев назвал позицию Обамы по вопросу ПРО шагом вперед.
"Я считаю, прогресс налицо... До это мы слышали только одно: все решения приняты, они вас не касаются, они вам не угрожают", - сказал он.
Единственным вопросом, в котором Обама и Медведев явно не смогли найти взаимопонимания, оказалась Грузия: американский президент повторил, что Вашингтон настаивает на территориальной целостности Грузии вопреки позиции Москвы, признавшей отколовшиеся регионы Абхазию и Северную Осетию.