"Всемирный банк не выделяет деньги тем клиентам, которые считаются неплатежеспособными", - заявил сегодня в Минске директор Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Тед Алерс после подписания соглашения о предоставлении Беларуси займа ВБ на $125 млн под проекты в сфере энергоэффективности.
Означает ли это высказывание, что у ВБ нет сомнений в платежеспособности Беларуси, чей госдолг только за последние полгода вырос почти на $3 млрд?
Безусловно, вызывает. Ведь аргументы в виде безопасного соотношения госдолга к ВВП и экспортной выручке хороши только в том случае, если внешнеторговый платежный баланс страны является положительным, нулевым или в крайнем случае слегка отрицательным (речь идет о суммах максимум в десятки млн. долларов, но никак не миллиарды). В случае Беларуси грош цена этим показателям, поскольку, если вдруг станет вопрос о необходимости погашения основных займов сегодня – денег на это в ЗВР страны нет. Есть определенные сомнения в том, что эти деньги найдутся через два-три года – начало основных выплат по внешним долгам.
В этой связи решение ВБ, как впрочем и возможное решение МВФ о выделении второго транша, носят скорее политический, нежели экономический характер. МВФ изначально согласился выделить кредит, сумма которого составляет 418,8% квоты РБ в этой организации. ВБ заявил о готовности пересмотреть на оставшиеся два года четырехлетнюю стратегию в отношении РБ, в частности увеличить объем ежегодного финансирования с существующих сегодня $100 млн. в год. Помимо этого ВБ ведет переговоры о возможности привлечения займа на цели развития.
Если взглянуть на условия займа ВБ в $125 млн., то в принципе ВБ нет смысла беспокоиться – кредит предоставлен на 16 лет с льготным периодом в 6 лет. Сумма не велика – она не исчисляется миллиардами. Кроме того, через 6 лет даже по оценках самых радикальных пессимистов мировая экономика должна находиться в стадии посткризисного роста.
В случае МВФ суммы кредита гораздо значительнее, а сроки погашения – куда короче. Но белорусская сторона дала понять, что есть возможность пролонгирования кредитов МВФ на 7 лет и более.
Следует отметить и такой фактор, как отсутствие возможности у Беларуси объявить дефолт по внешним обязательствам при всем желании местных властей. Ни Запад, ни Россия такой дефолт не признают по одной лишь причине – сегодня 90-95% всей экономики страны, включая землю, находится в собственности государства. В этой связи ответ кредиторов будет единодушным – приватизация.
Беларусь повернула на Запад. И этот фактор является решающим при решении вопроса о выделении кредита МВФ, займов ВБ и ЕБРР. Этот тезис подтвердил сам Лукашенко.
«Что вы думаете, без американцев? Да американцы там. Они «воздержались» при голосовании. Не голосовали «за». Но дали отмашку и говорят: «Выделить надо, — говорят, — Беларуси кредит. Тяжелое положение. Надо выделить», - заявил намедни Лукашенко.
Когда за лакомые куски белорусской госсобственности, за место на белорусском рынке борются такие участники, вопрос из экономической плоскости переходит в политическую. Но поскольку зависимость белорусской экономики от западного рынка значительно ниже, чем от российского, МВФ, ВБ и прочие не могут позволить себе методы экономического давления, используемые Россией, как, например, публичный отказ от выделения кредита.
А потому МВФ, ВБ будут придирчиво требовать от белорусских властей структурных реформ, чего собственно добивается и Россия (теперь уже с помощью этих международных структур), но независимо от показателя «платежеспособность» не выделить кредиты они не могут.
Но… При всем удачном в определенной степени для Беларуси геополитическом раскладе сил и интересов существует один значительный фактор нестабильности – лично А.Лукашенко.