Казалось бы, ну что такого сказал российский премьер Путин в интервью японским СМИ. Уже давно руководство России говорит о переходе на рыночные отношения со странами бывшего СССР, в том числе и с Беларусью. Но что-то в высказываниях Путина вызвало самый настоящий переполох в Минске. Может быть путинское «платить не будем» стало той ключевой фразой, окончательно подтверждающей постепенный, но окончательный уход в прошлое льготных цен на энергоносители.
«На протяжении длительного времени - 15 лет – Россия… субсидировала экономики (постсоветских) стран на десятки миллиардов долларов…. Нужно переходить на рыночные отношения… Мы понимаем сложности, с которыми сталкиваются (эти) экономики… но платить ни за кого мы больше не будем», - заявил премьер России в интервью японским СМИ в минувшие выходные.
На востоке забрезжили мировые цены на нефть и газ. И Лукашенко во вторник, 12 мая, рванул на Минскую ТЭЦ-3, чтобы лично проверить, как модернизируется энергосистема Беларуси (Модернизация систем энергообеспечения становится ключевой темой на фоне заявлений Путина, поскольку позволяет серьезно экономить на топливе.). Он рванул бы и в понедельник, но его служба безопасности не может так быстро обеспечить безопасность посещения Лукашенко того или иного предприятия/объекта. Да и в понедельник в России был выходной день – эффект не тот.
Пресса и эксперты ждали очередных перлов от главного ньюсмейкера страны. Но Лукашенко, по-видимому, не отошел к моменту посещения ТЭЦ от путинского хука справа. От каких-либо заявлений он отказался.
Место ньюсмейкера занял первый вице-премьер Семашко, который к тому же накануне отдохнул в Праге ибо его роль и место на саммите Восточного партнерства до сих пор остается неясной.
Семашко рассказал, какая экономия в тоннах условного топлива достигается за счет использования современных парогазовых установок. Однако главного контролера – Лукашенко – он не убедил.
«Если это мировой уровень по расходу топлива, тогда почему эффективность (ТЭЦ) ниже мирового? У нас зарплата меньше, у нас газ дешевле, чем в Германии. Почему, имея тот удельный расход топлива, мы имеем такой уровень (эффективности)? У нас ниже должно быть. Дайте мне ответ на этот вопрос», - поручил Лукашенко своей администрации разобраться с вопросом
На этом демонстрация ударных темпов модернизации энергосистемы страны в преддверии возможных мировых цен на газ и нефть не закончилась. Семашко поведал, как лихо модернизируется за счет 52 млн. евро китайского связанного кредита Минская ТЭЦ-2, реконструкция которой будет завершена лишь в следующем году, а на переговоры с Китаем по этому проекту ушло не меньше 3-х лет.
Потирая руками, первый вице-премьер также сообщил, что вот-вот в страну упадут 260 млн. евро еще одного китайского кредита под модернизацию Минской ТЭЦ-5. Правда, не живыми деньгами, а в виде поставок оборудования и оказанных услуг.
За 2006-2008 годы на реконструкцию энергосистемы было направлено Br3241,4 млрд., из них иностранных инвестиций - Br278,1 млрд. Несмотря на кризис, за 1 квартал 2009 года на эти цели было выделено Br340 млрд.
Пришло время отчитаться, где деньги, как они работают, и какой эффект можно ждать в будущем. А потому Семашко накачивал прессу прожектами на среднесрочную перспективу – маяковал Москве, что мол не только Китай нам помогает, но уже и ЕС подключается.
"7 мая мы подписали соглашение о сотрудничестве с энергетической комиссией Евросоюза о сотрудничестве в области энергетики. Мы будем совместно рассматривать возможность реализации таких проектов", - процитировали первого вице-премьера официальные источники.
Одним из таких прожектов, предложенных белорусской стороной, является экспорт белорусской электроэнергии на рынок ЕС несмотря на отсутствие технической возможности таких поставок.
"Нынешняя электроэнергетическая система не очень совпадает с европейской системой. Для нас - Беларуси, России на данном этапе возможна поставка электроэнергии в Европу по двум схемам… выделена отдельная станция для экспорта электроэнергии или же ее поставка на экспорт через ставку постоянного тока", - пояснил Семашко.
Обе схемы существуют лишь на словах, причем более реальная – вторая – может быть реализована не ранее 2015 года за счет строительства новой Зельвенской ТЭС с устройством ставки постоянного тока. Но чего придираться к срокам…
Энергетическая суета властей слишком резко бросилась в глаза после заявлений российского премьера. Но только энергетикой дело не закончилось. Ближе к вечеру вторника в ход была пущена тяжелая артиллерия.
В ход был пущен премьер Сергей Сидорский со своим политическим заявлением о необходимости скорейшего решения вопросов единого энергетического пространства в рамках ЕврАзЭС, которые не решаются из-за "различных точек зрения".
"Мы поддерживаем все инициативы, которые были предложены белорусской стороной на заседании… ЕврАзЭС", - заявил Сидорский, уточнив, что речь идет о введении единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года.
"Мы подтверждаем, что эта работа должна быть закончена в сжатые и короткие сроки, возможно уже в июне (на заседании глав правительств государств ЕврАзЭС), мы скорректируем подходы, чтобы уже с 1 января 2010 года выйти на Таможенный союз в рамках "тройки". Документы подписаны, политическая воля есть", - цитирует Interfax.by Сидорского.
В свете заявлений Путина единый таможенный тариф волнует белорусские власти лишь с одной точки зрения – с тарифом связаны надежды, что с 1 января 2010 года цена на газ для Беларуси будет все равно ниже европейской на 30% из-за отсутствия экспортной пошлины, равно как и не будет взиматься экспортная пошлина с поставок нефти в страну для народа.
Стоит напомнить, что 12 мая, через два рабочих дня после пражского саммита в Абхазии весьма чудным образом нарисовался глава администрации Лукашенко – Владимир Макей. А вечером этого же дня Лукашенко позвонил еврокомиссару Ферреро-Вальднер и пригласил ее в Минск.
В общем страна напоминала муравейник, который своими необдуманными заявлениями разворошил хулиган Путин.