Последнее обновление: 29.05.2020 20:39

Восточная напряженность отразилась на тексте декларации саммита ЕС в Прагу

Принятые в последний момент поправки к декларации саммита Восточного партнерства демонстрируют обеспокоенность ЕС вопросами расширения и иммиграции, а также осложнениями, связанными с застарелыми конфликтами на восточной границе союза.

В тексте, составленном председательствующей в ЕС Чехией 29 апреля, 27 государств ЕС плюс Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан и Грузия названы 'европейскими странами'. В нем также говорится о 'либерализации визового режима'.

В последней версии документа, одобренной дипломатами ЕС в Брюсселе в среду (6 мая) эти шесть государств названы уже 'восточноевропейскими партнерами' и 'странами-партнерами'. Добавлено, что либерализация визового режима - это 'долгосрочная цель'.

Партнеры

Изменения были приняты под давлением Германии и Нидерландов, по мнению которых упоминание о 'европейских странах' может быть воспринято как намек на грядущее расширение. Новые формулировки, касающиеся виз, очень далеки от более ранних чешских предложений, когда речь шла о 'передвижении без виз'.

Поправки могут показаться несущественными, но они влекут за собой серьезные последствия. Польские и украинские чиновники опасаются, что новая номенклатура стран на ближайшие два года похоронит мечты Украины об обретении 'европейской перспективы'.

При таких формулировках свободный въезд в ЕС может быть разрешен в будущем только привилегированному меньшинству - например, дипломатам и бизнесменам, в то время, как простым гражданам придется прилагать большие усилия для того, чтобы, скажем, встретиться с другом в Мадриде или построить себе лучшую жизнь в Лондоне.

Между тем, Грузии и Азербайджану не удалось добиться принятия пункта о том, что все 33 страны будут уважать 'территориальную целостность' друг друга.

В новой версии документа говорится о соблюдении 'принципов и норм международного права' - такая обтекаемая фраза может позволить Беларуси признать мятежные грузинские провинции Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, что закрепит военную оккупацию Грузии Россией.

Также и Армения смогла бы продолжать оказывать военную поддержку отколовшемуся от Азербайджана Нагорному Карабаху, ограничивая Европейскому Союзу варианты выбора при строительстве новых газопроводов на Южном Кавказе.

Бархатная эволюция

Идея Восточного партнерства зародилась в ходе неформальных переговоров между правительствами единомышленников в середине 2007 г. в Таллине. По стандартам ЕС, разработка этой идеи - от рабочих документов Европейской комиссии до соглашений 2008 г. о саммите - шла быстро.

Если все пойдет хорошо, то политические элиты шести государств смогут в ближайшие годы наладить новое партнерство с коллегами из ЕС посредством многочисленных встреч. Соглашения о свободной торговле упростят движение денежных потоков. И разделительные линии, возникшие в Европе после окончания 'холодной войны', плавно исчезнут.

'Саммит - лишь начало этой инициативы, - заявил один чешский дипломат. - Москва довольно отрицательно относится к Восточному партнерству. Но, откровенно говоря, это проблема России. Они видят мир через призму игры с нулевой суммой. А мы - нет'.

Однако, отделаться от российской 'проблемы' может быть непросто. Чрезвычайные ситуации, связанные с Россией, - такие, как война в Грузии и газовый кризис на Украине - уже трансформируют регион быстрее, чем любая политика ЕС.

Визовая стена ЕС, его скудная помощь в условиях рецессии и отсутствие видимых проектов (таких, как строительство дорог за счет ЕС) - ценой всего этого являются сердца и умы людей. По данным Европейского совета по международным отношениям (ECFR), интеграции с Россией хотят 42 процента украинцев, а с ЕС - всего 34 процента.

Эндрю Реттман (Andrew Rettman), "EUobserver.com", Бельгия, 7 мая 2009 года, перевод InoSMI.ru

<Апрель 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Май 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Политика