А.Лукашенко хочет поехать в Прагу на саммит Восточного партнерства, несмотря на свои сомнения и страхи. И ехать ему придется, поскольку в Европе привычные для России капризы Лукашенко «еду - не еду» не пройдут. Такое мнение высказал в интервью www.Euramost.org российский политолог Андрей Суздальцев.
«Европа не Россия... С Россией можно играться, поеду - не поеду, капризничать. Он прекрасно понимает, что в Европу ехать надо, если он собирается себя позиционировать в рамках европейского влияния. В целом последствия от отказа могут быть негативными. Присутствие в Праге министра иностранных дел вряд ли кого-то устроит в Европе. Скорее всего, там желают видеть его «в живую», - сказал Суздальцев.
«На мой взгляд, Лукашенко в Прагу всё-таки поедет. Но присутствует интрига - поедет или не поедет, что свидетельствует о том, что он находится в больших сомнениях и страхах. Конечно, он боится. Но поехать очень хочет. Сегодня он собирается ехать, но что будет происходить в его голове на протяжении двух недель, оставшихся до саммита, сказать сложно», - добавил эксперт.
Суздальцев не склонен думать, что в Праге Лукашенко будут ждать какие-то неприятные моменты, несмотря на самолюбие белорусского правителя.
«Лукашенко очень болезненно относится к своему самолюбию, он человек глубоко больной в этом плане. Он требует уважения от всех, от всего мира. Даже поклонения. Это какая-то болезненная реакция. Для примера: в церкви на Пасху к нему подходят руки целуют… Я почему-то думаю, что неприятностей никаких не будет. А если какие-то будут, то они будут смикшированы. По-моему, оппозиция белорусская чрезмерное внимание этому придаёт. Какие-то фразы там могут сказать неприятные, ещё что-то…. Так что, может и будет там какой-то незначительный удар по его самолюбию, но я почему-то уверен, что всё пройдёт гладко. Мы немножко представляем себе Европу - там много говорится на словах, но мало что делается», - подчеркнул политолог.
Комментируя участие Беларуси в ВП, Суздальцев отметил минимальные с точки зрения экономики выгоды от вхождения в эту программу при возможных проблемах на российском рынке.
«Как страна, по-моему, Беларусь получит минимальные выгоды. Основные её рынки и так были на Западе. И участие в этой программе или неучастие не влияют на продажу нефтепродуктов, стали и калийных солей. А вот на восточном рынке будут проблемы. Сюда белорусские производители поставляют готовую продукцию и имеют большие льготы. Льготы в плане обеспечения производителей энергоносителями и в отношении допуска к российскому рынку. Но если Беларусь уходит в «Восточное партнёрство», то, по всей видимости, там начнётся массированная приватизация с привлечением европейского капитала. А надо учитывать, что Россия не входила в интеграцию с Польшей или Литвой - она входила в интеграцию с Беларусью. И предприятиям, которые окажутся в сфере влияния Евросоюза, будет ограничен доступ на российский рынок. Может, не ограничен, но будет на условиях, как и для остального Евросоюза. И цены на энергоносители будут европейскими. Ведь как так: страна входит в европейское «Восточное партнёрство», а претендует на цены азиатские?!», - считает эксперт.
«Это моменты, связанные с экономикой, а есть ещё и связанные с политикой. Восприятие Москвы очень простое - нельзя находиться в двух проектах одновременно. В интеграционном проекте с Россией и одновременно в интеграционном проекте с Европой. Как не называй «Восточное партнёрство» -- это проект интеграционный. Хоть и низкой интенсивности», - добавил Суздальцев.
По его словам, участие Беларуси ВП на сегодняшний день лишь сулит политические выгоды для А.Лукашенко.
«Он долгое время себя позиционировал в роли единственного верного союзника Москвы. Когда он увидел, что Москва не собирается оплачивать союзника на том уровне, как США оплачивает Израиль, он начал Москвы шантажировать Европой. Для примера: за прошлый год Беларусь получила со стороны России кредитов и дотаций в общей сложности 11 миллиардов долларов. Насколько я знаю, в рамках «Восточного партнёрства» Беларусь получит 21 миллион долларов. Поэтому, главный источник поддержки Беларуси остаётся в России. Но сейчас у Беларуси будет меняться вектор. Это будет не просто Минск, шантажирующий Москву в своём шантаж, а Минск, который от имени всего Евросоюза будет шантажировать Москву Брюсселем», - подчеркнул Суздальцев.
«Это первый момент. Второй момент связан с властью. Лукашенко готовится к четвёртому сроку своего президентства. Находясь в сфере влияния России, которая и обеспечила легитимность его режима, он сегодня хочет закрепить легитимность своего режима и со стороны Запада. И это у него неплохо получается. Запад протягивает руку Лукашенко в виде «Восточного партнёрства» без каких-либо серьёзных условий. Были только несколько шагов декоративного характера. Поэтому он верит, что его притязания на власть в четвёртый раз Европа признает», - заключил политолог.