На протяжении нескольких лет Беларусь и Украина пытались организовать встречу на высшем уровне. Речь даже не шла об официальном визите президента одной из стран в другую – хотя бы провести рабочую встречу, в ходе которой можно было обсудить волнующие обе страны вопросы первостепенной важности.
Несколько раз страны были близки к реализации заветной мечты, но уже назначенные и согласованные встречи срывались по политическим причинам.
Достаточно лишь напомнить о срыве белорусско-украинского «саммита» в апреле 2006 года в Славутиче, когда Киев отказался от встречи с тогда еще «последним диктатором Европы» из-за того, что информация об этом накануне всплыла в прессе. Или политический балаган июня-июля 2008 года, когда Киев был готов принять Лукашенко даже ночью, чуть ли не каждый день перекраивая рабочий график своих ключевых министров, но Минск, уже тогда знавший о планах Михаила Саакашвили и понимавший роль Украины в Кавказской войне, просто решил не нарываться.
Официальных и вполне нейтральных поводов для встречи президентов хватало. Это вопрос о демаркации белорусско-украинской границы, который в определенной степени создавал препятствия для полноценной реализации различных партнерских программ Евросоюза на Украине, а теперь можно уже говорить и в Беларуси. Это и задолженность Украины перед Беларусью в размере 100-120 млн. долларов США, образовавшейся в годы дикого бартера после развала СССР. Это и упрощенный порядок проезда обслуживающих Чернобыльскую АЭС граждан Украины по проходящему через Беларусь участка автомобильной дороги Славутич-ЧАЭС. Это и транзит украинской электроэнергии в Прибалтику через Беларусь. Это и торговые отношения двух стран, товарооборот которых по итогам 2008 года превысил 5 млрд. долларов США.
Но Минск в силу тех или иных обстоятельств не был готов к радикальным предложениям Киева, отдельные из которых Украина, не исключено, лишь озвучивала в качестве посредника. Не готов, поскольку эти предложения напрямую затрагивали и без того непростые отношения с главным внешнеэкономическим партнером – Россией. Не готов, поскольку есть определенные внутриполитические причины, точнее планы, которые надо было для начала запустить в реализацию, прежде чем начинать игру на внешнеполитическом поле.
Все очень резко изменилось с августа 2008 года. Война в Грузии, выборы в Беларуси, мировой финансовый кризис, выплывший на поверхность диалог Беларуси с Западом и в конце концов газовая война между Россией и Украиной (также ряд других событий). Последнее стало своего рода катализатором – то, чего Беларуси и Украине не удавалось в течение нескольких лет, удалось решить за несколько дней в январе 2009 года.
Как известно, сегодня Лукашенко и Ющенко встретились в Чернигове. Переговоры между Беларусью и Украиной в расширенном составе не вызывают особого интереса, поскольку все упомянутые пункты повестки дня уже обсуждались в прессе. Тем более что еще накануне в Гомеле первые вице-премьер Беларуси Семашко и вице-премьер Украины Александр Турчинов согласовали вопрос транзита украинской электроэнергии.
Основной интерес представляет встреча в формате «один-на-один». Тема этой встречи также известна. Ющенко еще весной 2008 года публично озвучил то, чего он хочет добиться от Беларуси – участие Минска в формировании альтернативного транзитного энергетического пространства, в создании Балтийско-Черноморского коллектора. Помимо транзита украинской электроэнергии суть этой инициативы сводится к тому, чтобы запустить нефтепровод Одесса-Броды в том режиме, в котором изначально планировалось его функционирование – поставка каспийской нефти в Европу, в том числе в Беларусь и Прибалтику.
Беларусь является основным транзитером российской нефти в Европу, играя примерно ту же роль, что и Украина в поставках газа в страны ЕС. Участие Минска в проекте Одесса-Броды приведет к определенному сокращению поставок российской нефти в Европу (отнюдь не по причине кризиса), а также даст белорусским властям желанный козырь на очередных переговорах с Москвой – альтернативные поставки нефти в страну.
Согласие Минска на участие в этом проекте означает, что Минск и Киев будут проводить согласованную энергетическую, в том числе и транзитную политику. Суть ее сводится к тому, чтобы на время отсутствия альтернативных маршрутов поставки российских энергоносителей в Европу конвертировать свое монопольное транзитное положение либо в максимальные скидки на российские нефть и газ, либо заставить Москву продавать нефть и газ на восточной границе двух стран (Украины и Беларуси), а затем уж самим перепродавать стратегический товар в Европу.
Именно этого и добивается Ющенко от Лукашенко. Сложно предположить, как сегодня развивались бы события вокруг поставок газа в Европу, если бы Беларусь и Украина выступили в газовой войне единым фронтом.
Такое предположение вовсе не из области фантастики. Белорусские власти мечтают о возможном альянсе с Киевом против Москвы. Белнефтехим уже давно создал рабочую группу, которая ведет работу по проекту Одесса-Броды. Чего стоит только одно высказывание озвучивающего позицию белорусских властей якобы независимого эксперта Мусиенко в разгар газовой войны между РФ и Украиной о том, что, мол, сколько можно терпеть размахивающую газовой дубинкой Москву, по вине которой замерзают школьники в Болгарии (на которых все тот же ЕС забил с большим прибором). Впрочем и независимые эксперты оппозиционного толка придерживаются подобной точки зрения, напрочь забыв о догмах рыночной экономики и заняв место в одном окопе с Ющенко и Лукашенко.
«…в течение следующих минимум двух-трех лет, до введения в эксплуатацию трубопровода "Северный поток", идущего по дну Балтийского моря, у России не будет других возможностей транспортировать свой газ в Европу, кроме как через белорусскую и украинскую территорию. Общая стратегия Минска и Киева могла бы заставить российское руководство несколько поумерить свои аппетиты», - цитирует БелаПАН политолога Андрея Федорова.
Но Беларусь – не Украина. В события вмешался кризис. Минск, теряющий золотовалютные резервы со скоростью, как смертельно раненое животное теряет кровь, был вынужден отложить свое участие в антикремлевском заговоре. Стране нужна валюта, а кредиты дать могла лишь Россия (ну и немного Венесуэла).
Это Киев получил 16,5 млрд. долларов кредита за МВФ за неделю. А Беларуси пришлось с сентября вести политические переговоры с США, а затем почти два месяца убеждать экспертов МВФ ради 2,5 млрд. долларов. Это у Киева есть такой аргумент как Севастополь. А у Беларуси - пара никому ненужных РЛС. Это у Киева трубы в госсобственности, а у Беларуси четверть акций Белтрансгаза уже в руках Газпрома. Это Киев, поддержавший Тбилиси в кавказской войне, имел необходимую поддержку со стороны ЕС и США. А Минск лишь только делал первые шаги по восстановлению диалога.
Но лед тронулся. Диалог на мази, первый транш кредита МВФ уже упал в закрома «страны для народа». Известны итоги газовой войны, от которых в Минске текут слюни – по словам украинского премьера Ю.Тимошенко Украина получила от России подарок в 5 млрд. долларов, то есть безвозмездно и отдавать эти деньги через 15 лет не придется. И это без всяких союзных государств и признаний Южной Осетии и Абхазии, расчетов в российских рублях ради придания этой валюте статуса региональной или резервной.
Так, что сегодня с одной стороны ничего не мешает Лукашенко получить из рук Ющенко факел газовой войны или по крайней мере приступить к совместной разработке плана контрнаступления на «зажравшихся москалей».
Но быстрых решений не бывает. По окончании переговоров стороны не дадут ни малейшего намека на то, о чем им удалось или не удалось договорится тет-а-тет.
В любом случае Лукашенко возьмет тайм-аут. Он будет думать, как понравится Европе и сделать так, чтобы опять был виноват только Киев. Он будет ждать второго транша российского кредита в размере 1 млрд. долларов (февраль 2009 года), согласия Москвы о выделении кредита в 100 млрд. российских рублей (3,6 млрд. долларов) и отмены экспортных пошлин на нефть в обмен на переход на расчеты в российских рублях.
Очередное изменение, пусть и в сторону уменьшения, цен на газ ждет Беларусь и Украину со 2-го квартала 2009 года. Чем не повод для очередной победоносной газовой кампании, да и зима уже будет позади. Так что в запасе два месяца.
За это время может претерпеть качественные изменения и еще один аспект, о котором уже упоминалось - это внешнеполитическая поддержка, которой сегодня обладает Киев и которой нет или не было до недавнего времени у Минска. Следует обратить внимание, в какой день проходит согласованная не вчера и не позавчера встреча Ющенко и Лукашенко. Сегодня день инаугурации очередного президента США. И в Вашингтоне ждут подарка из Чернигова.