Последнее обновление: 02.04.2020 16:38

Главный контекст

Вы же ищете предлог, чтобы остаться (Ирония судьбы, или с легким паром)

Технико-экономическое обоснование нового нефтепровода БТС-2, призванного лишить Республику Беларусь статуса нефтяного транзитера, должно быть закончено к 15 октября и поступить к непосредственным исполнителям. Сроки начала строительства сдвинули к I кварталу 2009 года, что, видимо, связано с авралом на строительстве важнейшего «альтернативного» Евросоюзу нефтепровода ВСТО. В октябре текущего года должен быть принят в эксплуатацию первый участок ВСТО, но постепенно высвобождаемые мощности строителей трубопроводов можно будет перебросить от Тихого океана в смоленские и брянские леса не раньше февраля следующего года.

Краткосрочный визит канцлера ФРГ А. Меркель в Россию, состоявшийся на прошлой неделе, несмотря на сохраняющийся «кавказский» акцент, продемонстрировал, что партнеры по строительству газопровода Nord Stream, преисполнены уверенности, что подводную часть газопровода удастся воплотить в жизнь в ближайшие 2 – 3 года. Другого варианта нет: Берлин может возмущаться «неадекватной» российской реакцией на военную агрессию со стороны Грузии, но в целом, югоосетинский конфликт объективно способствовал росту востребованности «старой Европы» энергокоммуникаций с Востока, свободных от политических амбиций стран-транзитеров. Отсюда и активизация договорного этапа формирования трассы газопровода «Южный поток», который, однако будет введен в эксплуатацию не раньше 2017 г., видимо, по чистой случайности совпав с датой вывода российской военно-морской базы из Севастополя.

Ни один из транзитных энергетических проектов не отменен, более того, российское руководство преисполнено намерений воплотить их в жизнь в согласии с основными европейскими экономическими и политическими партнерами и вопреки «американскому анклаву» в Центральной Европе.

Энергетический транзит составит основу контекста встречи премьера российского правительства В. Путина с президентом Беларуси А. Лукашенко. Стоит напомнить, что транзитный статус РБ является базовым аргументом официального Минска в диалоге с Западом.

Со своей стороны, А. Лукашенко попытается во встречном формате создать из ряда мифологем собственный контекст встречи с премьером России: угроза для Союзного Государства со стороны третьего позиционного района ПРО США и создание единой ПВО России и Беларуси, как ответ ПРО. По традиции, белорусское руководство игнорирует наличие вокруг Москвы действующей еще с 70-х гг. системы противоракетной обороны (ПРО) и дислокацию нескольких дивизий ПВО, входящих в 3 армию ракетно-космической обороны, имеющих на своем вооружении ЗРК С-400 «Триумф» (поставка в войска продолжается). Попутно, затруднительно понять упорное желание белорусской стороны выдать ПВО Беларуси в качестве рубежа обороны от ПРО США. Находящиеся на вооружении ПВО РБ ЗРК С-300 не могут сбивать антиракеты - с тем же успехом можно планировать обстрел подводной лодки, находящейся под водой, из танка. Однако, как ни странно, столь диковинные аргументы неустанно продуцируются официальным Минском.

В любом случае, белорусское руководство приложит максимум усилий для доказательства своей востребованности Москвой в ракурсе военно-стратегических задач, решаемых российским государством. К военно-стратегическим вопросам будет примыкать вопрос о выполнении белорусским руководством союзнического долга на фоне политической интриги с Западом, развернутой белорусскими властями вокруг завершившихся парламентских выборах.

Выборы 28 сентября

Прошла неделя после странного мероприятия, получившего обозначение, как выборы в нижнюю палату белорусского парламента. Но назвать всенародное голосование полноценными выборами сложно по вполне банальной причине – 35% явке избирателей на участки (в среднем по стране). С учетом 26% досрочного голосования, за весь день 28 сентября в урны опустили бюллетени не более 9% избирателей. Отсюда и поразительная пустота на избирательных участках.

Власти прекрасно знают эту цифру – только 35% белорусов пришло формировать законодательную власть в республике. Годы отучения населения от политики, закармливания по всем печатным и электронным СМИ одним и тем же должностным лицом, запугивание электората оппозицией, когда-то должны были проявиться в явке. Попутно явка продемонстрировала истинный рейтинг как белорусских властей, включая самого А. Лукашенко, так и отношение к оппозиции. Фактически население страны отказало в доверии всему политическому классу республики - выборы провалили как власть, так и оппозиция. Между тем, всего через два года придет время президентских выборов, на которые явку придется обеспечивать при еще более тяжелых условиях.

Видимо, именно отсутствие явки оказалась одной из главных причин для выхода А. Лукашенко из неформализованной сделки с Западом. Белорусский президент не пропустил, или, исходя из белорусской традиции формирования списка «победивших на выборах» депутатов за неделю до выборов, не назначил в нижнюю палату белорусского парламента ни одного оппозиционера. Но в целом, решение выйти из сделки носило, скорее всего, комплексный характер и отражает специфику восприятия информации белорусским президентом. То что, решение главой белорусского государства принималось сложно, свидетельствует то, что сразу после закрытия избирательных участков, «подвешены» оказались 10 – 11 участков, но буквально через час и там, согласно заявлению ЦИК РБ, «выборы состоялись».

А. Лукашенко, отметая любые уступки Западу, видимо, руководствовался доводом, что «все равно признают».

Составными частями такого решения можно считать:

- белорусские власти уверены, что РФ попала в тяжелый внешнеполитический кризис, из которого она не скоро выберется. Современное состояние политических отношений между Москвой и Западом обеспечивает ему особый статус и Минск востребован Брюсселем и Вашингтоном в любом формате.

- свою роль сыграли полученные А. Лукашенко от Запада обещания и гарантии. Он в них поверил, что характерно для тех, кто считает, что сам в силах обмануть и обвести вокруг пальца кого захочет – Москву, Брюссель, Каракас, Вашингтон и т.д.

- Свою роль сыграл и страх перед появлением в Страсбурге белорусских депутатов – оппозиционеров, облеченных депутатской неприкосновенностью.

Нет нужды объяснять, насколько неожиданным для А. Лукашенко оказалось решение ОБСЕ. Во всяком случае, 29 сентября А. Лукашенко на экранах БТ появиться не решился. Видимо вся верхушка власти оказалась парализованной на несколько часов… Затем власть начала действовать и действовать в естественном для себя формате: врать и изворачиваться. В редакции государственных СМИ было спущено распоряжение утаить от населения непризнание итогов выборов ОБСЕ. В итоге, в государственных печатных изданиях обошлись уклончивыми фразами. По белорусскому телевидению цитировали заявление ОБСЕ с купюрами, делая упор на «позитиве». Апофеозом стало вырезание сюжетов, посвященным белорусским выборам, из новостных программ российских каналов. Их заменяли рекламой…

Переход политики властей в формат лжи может свидетельствовать не только о растерянности властей, но и о слабости их стратегии. Оказалось, что власти не были готовы к поражению.

Но с другой стороны, официальный Минск ведь предупреждали еще в разгар белорусско-американского кризиса – игра с Западом непродуктивна. Надо или сразу идти на все условия ЕС и США или не связываться с Западом вовсе. Однако десятилетия безнаказанного маневрирования на внешней арене, помноженные на традиции внешнеполитического самодовольства сделали свое дело. А. Лукашенко решил, что он умнее всех… Видимо, прозападную группу в белорусском руководстве сейчас ждут тяжелые времена. Объективно говоря, ловушка, что они строили не спеша и кропотливо как для А. Лукашенко, так и для оппозиции (многочасовые беседы в некоторых газетных редакциях что-то значат!), сработала.

Но если 13 октября главы МИДов стран ЕС не примут положительного решения в отношении белорусских парламентских выборов, оказавшийся в капкане А. Лукашенко вряд ли им простит прозападной группе многолетние интриги вокруг него. Ведь не настолько глуп белорусский президент, чтобы не понимать, что итог всех прозападных интриг может быть только один – отстранение его от власти. Не сразу, даже не в ближайшие месяцы, но в 2011 году, когда зависимость РБ от российских энергоносителей закончится естественным путем (формат цен станет рыночным), а статус транзитера энергоносителей станет во многом символическим, ценность А. Лукашенко, как непревзойденного лоббиста интересов белорусских директоров, банкиров, жирующей высшей номенклатуры и обсуживающих их силовиков снизится до нуля. Вот тогда от него и избавятся…

13 октября

21 сентября выступая в Орше А.Лукашенко заявил, что в случае непризнания Западом итогов парламентских выборов, он разорвет с ним все отношения. Естественно, он лукавил. 30 сентября А. Лукашенко бросился к главе миссии ОБСЕ умолять изменить решение о непризнании выборов. Белорусские СМИ, комментируя данную встречу, не смогли придумать ничего правдоподобнее, как сообщить, что белорусский президент просил снять экономические санкции с РБ. Представителя ОБСЕ просил (!). Никому и в голову не пришло, включая видимо и А. Лукашенко, что ОБСЕ к санкциям имеет такое же отношение, как корова к ипподрому.

Естественно, сейчас ни о каком разрыве отношений с Западом А. Лукашенко и не помышляет. Всю прошедшую неделю белорусский президент получал ободряющие сигналы, как из Вашингтона, так и Брюсселя. Причины, по которым Западу было выгодно признание итогов голосования в нижнюю палату белорусского парламента, сохранили свою актуальность, что и определило в целом позитивный контекст в заявлениях представителей ЕС и США. Вероятность отмены визовых ограничений и снятия экономических санкций позволяет считать, что Запад считает срыв соглашений о летитимизации белорусского парламента политическим инцидентом, который не должен разрушить действующий в закрытом режиме диалог между Минском и Западом. Наиболее циничным оказалось заявление посла Германии в РБ Гебхардта Вайса: «Европа ведет большую игру в свете новой ситуации после российской агрессии против Грузии. Ей не хочется отдавать Беларусь в российские лапы, и поэтому ей видимо придется закрыть глаза на те, действительно далекие от международных стандартов выборы, которые прошли в Беларуси»… А. Лукашенко сохраняет шанс на успех.

Если А. Лукашенко неожиданно проиграл выборы в тактическом плане, то белорусская оппозиция проиграла стратегически. Ей воспользовались как Запад, так и А. Лукашенко, а затем тут же от нее избавились.

Участвуя в выборах, оппозиция не только обеспечивала их легитимность, но и естественным образом увеличивала явку, что от нее и требовалось. Зачем оппозиция приняла участие в этом цирке, сказать сложно. Видимо были использованы различные доводы для того, чтобы сделать оппонентов А. Лукашенко политическими камикадзе, но автору этих строк в наибольшей степени нравится основной довод сторонников непременного участия в выборах при авторитарном строе – участвовать в выборах необходимо для использования легальных возможностей для пропаганды своих идей и целей. Невольно хочется спросить: Как использовала оппозиция эту «легальную возможность»? Надо думать, что в отведенное для оппозиции время в электронных СМИ люди опаздывали на работу, не способные оторваться от радиоприемников и «голубых экранов», откуда неслись зажигательные речи? Или все стены улицы белорусских городов были обклеены оппозиционными плакатами, а почтовые ящики завалены глянцевыми листовками и призывами?... Ничего этого не было. Стерильная кампания. И надо думать не только потому, что выделяемый кандидатам бюджет на пропаганду был мизерный. Унылые рассказы оппозиционных кандидатов о том, что их не пускали на выборы из –за «проданной пять лет назад автомашины» и призывы их избрать для того чтобы «вернуть пенсионерам льготы на проезд общественного транспорта» произвели крайне негативное впечатление на электорат… Странно, что многолетний опыт активистов оппозиции участия в выборах как в Беларуси, так и в других странах постсоветского пространства, оказался столь странно воплощен на завершившихся парламентских выборах… Оппозиция не смогла предстать альтернативой власти. Хотя и власть не вызывала какого – либо доверия.

Между тем, той же оппозиции прекрасно известно, что даже если завтра будут сняты все ограничения для оппозиционной пропаганды, все киоски завалены оппозиционными изданиями и лидеры оппозиции начнут мелькать на телеэкранах каждый час, ничего ровным счетом не изменится. Население как покупало газету объявлений, так и будет покупать. А доступ лидеров оппозиции к экрану добавит лишь экзотики – в Беларуси появятся свои Жириновские и Каспаровы. В настоящее время их роль приходится выполнять одному А. Лукашенко.

Причины данного явления гораздо глубже и связаны с природой стандартного авторитарного строя, где роль оппозиции определена объективными условиями функционирования политической системы и изменить ее возможно только экстраординарными методами и мерами. Но для этого нужны лидеры невероятного политического потенциала, а не марионетки внешних сил. Естественно, такие лидеры могут появиться только тогда, когда для них складываются объективные условия. Кроме того, надо учитывать, что и власти и верхушка оппозиции очень внимательно наблюдает, чтобы такие лидеры не вышли на поверхность. Особую опасность для нынешнего истэблишмента представляют те, кто нацелен на «закрытые» как для А. Лукашенко, так и для оппозиции сектора белорусского электората.

Негодование оппозиции в адрес недоговороспособного А. Лукашенко, демонстративно «кинувшего» Запад, наивно, так как совсем недавно, чуть больше месяца назад, оппозиция рукоплескала белорусскому президенту, демонстративно уклонившемуся от выполнения союзнического долга с Российской Федерацией. Доводы автора этих строк, что рано или поздно двойные стандарты аукнутся белорусскому политическому классу, в то время не принимались наотрез.

Раскол оппозиции, как следствие ее полной политической бесхребетности и продажности, давно назрел и видимо идет, но пока продолжает идти в глубине, только периодически воплощаясь в изречения ряда политических деятелей. Выборы оказались тестом… Но одновременно стоит помнить, что в авторитарном режиме оппозиция зеркалит власть и если у оппозиции появились проблемы, то это означает, что и власть оказалась в сложном положении. Так постепенно формируется политический кризис. Стоит отметить, что обычно авторитарный режим формируется вокруг жестко позиционированного геополитического вектора и даже небольшие подвижки обычно сказываются на нем негативно.

Россия виновна во всем

Было бы странно, если бы власти и оппозиция не поискали бы универсального виновника своих проблем. Как и отмечалось в «Политическом заявлении» за две недели до выборов («Попытки в очередной раз возложить ответственность за плоды собственного конформизма на Россию или Запад окончательно выбросят белорусский политический класс из сферы политического и идейного обмена мнениями в Европе, превратят его в политических маргиналов, истерично уходящих от ответственности за собственные поступки и ищущих льгот, поблажек, снисхождения, помощи и понимания собственной «убогости» (http://www.politoboz.com/node/425), белорусский политический класс обязательно найдет причину своих проблем в Москве, что и произошло в момент признания Москвой итогов голосования.

В точном соответствии с лимитрофной теорией, сформулированной автором в августе текущего года на примере Грузии («Россия до августа 2008 г . оказалась универсальной причиной для объяснения любых политических и социально – экономических проблем, своеобразным «дежурным блюдом», активно используемым как властью, так и оппозицией для привлечения внимания к любому факту или политическому событию внутри Грузии и на внешней арене…» . Суздальцев А.И. Российско – грузинский кризис (январь – август 2008 г.)//Вестник аналитики. 2008.№ 3. С. 40), Россия стала универсальной причиной для объяснения собственных провалов.

В частности, всю завершившуюся неделю А. Лукашенко, твердя по каждому случаю, что он «Россией не торгует», старательно, но осторожно изображал из себя жертву российского политического давления, видимо, рассчитывая, что Запад поспешит ему на помощь. Попутно, естественно, белорусский президент старался всеми силами продемонстрировать Москве «чистоту» своих прозападных помыслов. Аргументация использовалась поразительная. В частности, оказалось, что укрепление отношений между Западом и Беларусью будет способствовать снижению напряженности между Западом и Россией при посредничестве, естественно Минска.

Одновременно утверждалось, что расширение сотрудничества с Западом настолько укрепит благодаря западным инвестициям экономику РБ , что это и приведет к настоящим полноценным равноправным отношениям в Союзном Государстве. При этом, что естественно, игнорируется тот факт, что Беларусь до сих пор получает от России до 5 млрд. долларов США в год ресурсных дотаций и уже получив в декабре 2008 г. 1,5 млрд. долларов США кредита, буквально выклянчивает еще 2 млрд. долларов США. Видимо есть уверенность, что Запад «даст больше» и «равноправие» будет установлено…

В этом плане особое впечатление оставило заявление министра финансов РБ, прозвучавшее на прошлой неделе в отношении выделения российского кредита : «Мы строим союзное государство… Откажут или нет - думаю, партнеры так не поступают», что, конечно очень ободряет Москву – когда на миротворцев одного из партнеров по Союзному Государству организовывается нападение, а попутно утюжатся «Градами» мирные города, второй партнер как-то мгновенно забывает и про Союзное Государство и про обязанности по выполнению союзного долга. Но вот когда деньги нужны, так про Союзное Государство вспоминается мгновенно. При этом попрошайка, естественно, может много говорить о своей «порядочной и честной позиции»…

Один известный пролукашенковский политолог на полном серьезе предложил версию, что позиционирование А. Лукашенко на Западе позволяет российскому руководству наконец-то избавиться от кошмара присутствия А, Лукашенко на внутреннем российском политическом поле, т.е. как аксиома воспринимается мнение, что в случае прихода А. Лукашенко на российский политический подиум ни Д. Медведев, ни В. Путин не являются для него конкурентами.

Но особое удовольствие оставляет тезис о том, что в развитие диалога Минска с Западом необходимо втянуть Россию через Союзное Государство, т.е. Россия, уже де-факто являясь колонией Беларуси, должна при посредничестве Минска стать колонией Запада. Вот такой, как оказалось, должна быть вершина политической карьеры А. Лукашенко – выступить в роли «Троянского коня» Запада в российско-белорусской экономической и политической интеграции… Что только не нафантазируют апологеты режима А. Лукашенко, буквально в авральном порядке подбирая любые поводы для оправдания политики своего патрона.

С оппозицией проще. Завязнув в своих отношениях с Западом, или, как в принципе, верно отметила государственная белорусская газета «Республика»: «само поведение отдельных товарищей напоминает театр абсурда – сегодня они просят поддержать их на выборах, завтра снимаются с этих самых выборов, а послезавтра объявляют их нелегитимными» (http://www.respublika.info/4605/politics/article26457/), оппозиция ухватилась за признание выборов Россией, чтобы по лимитрофной традиции обвинить ее в том, что натворила сама. Естественно, если бы оппозиция прошла в парламент и выборы признал Запад, позиция Москвы совершенно никого бы в Минске не тронула, а оппозиция мигом забыла бы свои собственные обвинения в адрес властей, нарушивших процесс голосования и подсчета голосов.

Москва выборы признала. А что ей оставалось делать? Признавать голосование незаконным? Тогда Кремлю надо иметь на руках новый белорусский политический сценарий. Чтобы его иметь, надо быть уверенным, что он нужен гражданам Беларуси. Но ведь в Беларуси все спокойно и все властью довольны – на улицы вышло 300 человек. Так для кого Москва должна под улюлюканье того же Запада организовывать вмешательство во внутренние дела суверенного государства, устраивая демократию для тех, кто сидит на кухнях за пивной бутылкой и ругает всех подряд: Лукашенко, Запад и, естественно, Россию, за то, что ему, белорусу, ярому, как правило, приверженцу суверенитета и независимости своего государства, внешние силы не сделали «хорошо»? Сам этот пресловутый «гражданин Республики Беларусь», в общем-то ни на что не способен, кроме как иждивенчески загибать пальцы в перечислении тех, кто ему что-то должен… Естественно, если бы вместо шипения на кухнях и истерик на интернет-форумах, эти недовольные сотнями тысяч вышли бы на улицы, то и с признанием можно было бы подождать, чтобы уяснить ситуацию. А так «ситуации» нет – все довольны и счастливы. Как говорится, «будьте здоровы, живите богато…».

Требования от России «перекрыть» кран А.Лукашенко странны, так как издержки и дотации даются не А. Лукашенко, а стране за выполнение определенных функций. Эти функции пока необходимы России. Кроме того, Россия никогда не декларировала свое желание «демократизировать» Республику Беларусь и устанавливать для этой цели экономические санкции.

Обращает на себя тот факт, что при этом все ярые критики России, словно в рот воды набирают, если их спросить об эффективности громко заявленных санкций со стороны Запада - ярого демократизатора Беларуси. Между тем, всю валюту, кроме российского кредита в 1,5 млрд. долларов США (декабрь 2007 г.), А. Лукашенко получает именно от Запада. Отказ от импорта белорусских нефтепродуктов и калийной соли способен лишить А. Лукашенко власти за 720 часов.

Оппозиция, кидаясь на Россию, фактически кричит «Держи вора», словно не она, а Кремль плясал вокруг списков будущих депутатов – оппозиционеров, призывал к диалогу с властями, рвался в посредники между официальным Минском и Западом, покорно носил декларации и требовал регистрации в качестве кандидатов в депутаты. То есть те, кто сделали все, что только возможно для поддержки и легитимизации А. Лукашенко, сейчас громко вопиют о беспринципности Москвы.

Уже сейчас Москве приписывается поддержка А. Лукашенко в 2011 году. В принципе, так может получиться, если на оппозиционном поле Беларуси к 2011 году не появится действительно яркая фигура, способная консолидировать белорусский политический класс. Но ведь никто, кроме белорусской оппозиции и здравых сил из белорусской номенклатуры и силовиков такую «фигуру» «лепить» не будет. Россия тем более… Время марионеток закончилось вместе с М. Саакашвили. Но проще, конечно, кивать на соседа… Так чем оппозиция отличается от А. Лукашенко? Ничем. Вот и Кремль считает, что ничем…

Визит В. Путина

Формально В. Путин летит в Минск на Союзный саммит. Объем принимаемых решений, как говорится, «копеечный» и составляет, если говорить откровенно, часть российских дотаций Беларуси. Основные проблемы известны – кредит, газ, торговые отношения, АЭС и т.д. Список большой, но какой-то маргинально - просительный.

Белорусская общественность ждет от В. Путина «расправы» с А. Лукашенко. Это верное настроение, так как о выступая 2 октября на встрече в премьером Украины Ю.Тимошенко, В. Путин, имея в в виду участие Украины в югоосетинском конфликте, четко заявил: «Как аукнется, так и откликнется». Однако Ю.Тимошенко, лично занявшая в отношении конфликта на Кавказе крайне осторожную в условиях политической жизни Украины позицию, покинула Москву в целом с хорошем настроении. Цена на газ для Украины выросла до 500 долларов, но дисконт будет и его размер обсуждается. Украины получит и рассрочку в переходе к рыночной цене на три года.

Итог командировки Ю. Тимошенко в Москву должен, по идее, ободрить белорусское руководство, если бы не одна проблема: Беларусь демонстративно уклонилась от выполнения союзнического долга. А. Лукашенко придется очень постараться, чтобы объяснить свое поведение.

Естественно, В. Путин не поверит ни одному слову белорусского президента. На самом деле премьер России будет просчитывать варианты: что в данную минуту и на ближайшие несколько месяцев выгоднее - оставить отношения с Минском в старом «довоенном» формате, так как само по себе вмешательство в дела белорусского политического болота равносильно работе в серпентарии или демонстративно поставить А. Лукашенко «на место»? Дело в том, что в отношении личности А.Лукашенко и его договороспособности у российского руководства иллюзий давно нет.

Но стоит напомнить, что 30 октября А. Лукашенко, встречаясь с главой миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедевым проговорился: «Если мне удастся проводить следующую избирательную кампанию, то будущие выборы будут вообще идеальны с точки зрения избирательного закона». Будущие президентские выборы и участие в них А. Лукашенко окажутся главным контекстом встречи В. Путина и А. Лукашенко.

Андрей Суздальцев, Москва, 6 октября 2008 года, Politoboz.com

<Сентябрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Октябрь 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Политика