Сегодня много пишут о том, что именно ожидает Брюссель от парламентских выборов и что ожидает официальный Минск от ЕС после выборов. И оба кивают на отчет миссии наблюдателей ОБСЕ. Евросоюз даже сказал прямым текстом: если ОБСЕ признает выборы, мы пересмотрим санкции. Так вот представьте, каково сейчас миссии БДИПЧ ОБСЕ в Минске…
Наблюдатели от ОБСЕ оказались между молотом и наковальней. Психологически они под серьезным давлением: их отчет слишком важен, поэтому любые формулировки тщательно выверяются, внутренние отчеты вычитываются и перечитываются.
Накануне МИД Беларуси назидательно напомнил, что выборы станут тестом не только для Евросоюза, но и для ОБСЕ. Наблюдатели от этой организации должны «проявить объективность, неангажированность, непредвзятость и способность избегать любого внешнего давления».
Фактически, миссия БДИПЧ ОБСЕ вынуждена искать хоть что-то «достаточно положительное» в избирательной кампании в Беларуси. Их главная надежда — подсчет голосов: если в этот раз им позволят наблюдать за ним, это решительно спасет отчет ОБСЕ и станет тем «небольшим прогрессом», которого все ждут.
Подсчет голосов — главная тема на встречах наблюдателей ОБСЕ с представителями Центризбиркома. Но до сих пор не известно, подпустят ли европейских наблюдателей к столам для подсчета голосов достаточно близко.
ЦИК заверяет, что все будет в рамках законодательства. Статья 13 Избирательного кодекса наделяет иностранных наблюдателей правом присутствовать при подсчете голосов. И им действительно всегда выделялись стулья в помещении со столом с бюллетенями, но в другом конце комнаты. При попытке же следить за процессом стоя, иностранцам указывали на ту же 13-ю статью: мол, наблюдатель не вправе вмешиваться в работу комиссий и оказывать давление.
Между тем, ОБСЕ кажется, что с расстояния в пять метров наблюдать за спинами членов комиссии, которые обступив столы, пересчитывают бюллетени, большого смысла не имеет.
Не вносят ясности в вопрос границ дозволенности для наблюдателей от ОБСЕ и главы избирательных комиссий. Они теперь ссылаются на указание президента Александра Лукашенко, который 22 сентября на совещании о ходе избирательной кампании заявил, что «наблюдатели не должны оказывать давление» и что «хозяева», которые принимают все решения, — это члены и председатели комиссий.
Конечно, наблюдение за подсчетом голосов — не единственная головная боль ОБСЕ. Руководство миссии серьезно опасается того, что в том случае, если их выводы о выборах в Беларуси будет носить негативный характер, то более 350 наблюдателей от ОБСЕ — краткосрочные, долгосрочные и от Парламентской ассамблеи — могут быть объявлены персонами нон грата. Миссия уже сейчас прорабатывает варианты спешного — в течение 48 часов — возвращения на родину.
Иностранным наблюдателям не позавидуешь. Редко от их работы зависит двухсторонние отношения отдельного государства со странами Запада. «Если Запад не признает выборы, Беларусь прекратит с ним все разговоры», — заявил Лукашенко неделю назад.
Что ж, ждать осталось недолго. Интрига разрешиться уже 29 сентября: во второй половине дня в понедельник ОБСЕ объявит свое предварительное заключение о парламентских выборах.