Россия в случае снижения НДС в 2010 году с нынешних 18% до 12% будет вынуждена "отыграть назад" уже в 2015 году, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Мы специального расчета по этому поводу не делали. Мы делали лишь грубые оценки. С нашей точки зрения, снижение НДС продлится с 2010 по 2015 год, затем налог нужно будет поднимать вновь до 18%, возможно, до 19-20%, фонд национального благосостояния к этому времени будет исчерпан", - сказал вице-премьер в опубликованном во вторник интервью газете "Коммерсант". Так министр прокомментировал возможность снижения с 2010 года базовой ставки НДС с нынешних 18% до 12%, как предлагает Минэкономразвития.
Кудрин пояснил, что возможности снижения налоговой нагрузки увязаны с приоритетами государства и бюджетными доходами. В проекте бюджетной стратегии до 2023 года Минфин выявил две тенденции - прирост объемов расходов и доходов бюджета с 2000 по 2007 год и их постепенное сокращение с 2008 по 2023 год. Так, в соответствии с прогнозами цен на нефть (рассчитанными Минэкономразвития и являющимся, по мнению Минфина, слишком оптимистичными) доходы консолидированного бюджета с 35,7% ВВП (в 2000 году) к 2023 году уменьшатся до 22,8%.
"Расходы консолидированного бюджета сокращаются с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% в 2023 году, федерального бюджета - с 17,7% ВВП до 15,1%. Изменения во внешней конъюнктуре, которые бы изменили цифры существенно, почти невероятны", - сказал министр.
Между тем, продолжил Кудрин, подготовка трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы показала, что министерства и ведомства к этому сокращению совершенно не готовы. "Заявки министерств по некоторым разделам превосходили наши реальные возможности уже в несколько раз", - пояснил он. Министерствам придется разрабатывать собственные программы повышения эффективности госрасходов, чтобы осуществлять в рамках сокращения ресурсов крупные реформы, полагает Кудрин.
Если говорить о параметрах федерального бюджета в стратегии, то с 2010 по 2023 год, по предложениям Минфина, общегосударственные расходы сократятся на 1,3% ВВП, национальная оборона останется на достигнутом уровне расходов, другие правоохранительные органы сократятся на 0,7% ВВП, субсидии экономике останутся на текущем уровне, расходы на образование увеличатся на 0,1-0,3% ВВП, расходы на здравоохранение и спорт увеличатся 0,7% ВВП.
"С другой стороны, главный политический вопрос на долгосрочную перспективу - это социальный вопрос, здесь Россия как крупнейшая экономика не может принципиально отличаться от других аналогичных. Не бывает стабильных стран без решенных пенсионных проблем, и политика - в этом, а не где-то еще", - отметил вице-премьер. В пятнадцатилетний период накопительная система еще полностью не заработает (первые пенсионеры с накопительной частью пенсии выйдут в 2022-2027 годах), зато численность работающих сократится, а число пенсионеров вырастет, сказал глава Минфина.
Кроме того, чтобы создать возможности для накопления пенсий самими гражданами, Россия должна развивать свой финансовый рынок, то есть обеспечить стабильность макросреды и снижение инфляции, которые стимулировали бы сбережения, отметил он. Также придется обеспечивать пенсии и нынешним пенсионерам: Кудрин уверен в необходимости сделать эти пенсии достойными, существенно их повысив.
По расчетам Минфина, на решение обозначенных проблем потребуется существенный объем ресурсов - средства федерального бюджета, фонда национального благосостояния, а также - от реформирования единого социального налога (предусматривающего восстановление налоговой нагрузки на работодателей до уровня 2005 года) и введения дополнительных пенсионных взносов на граждан моложе 1967 года рождения.
Снижение без позитива
На фоне указанных проблем Минфин не видит возможности снижения НДС. Более того, министерство не видит существенных положительных эффектов от снижения налога даже для роста ВВП.
"Расчеты по концепции до 2020 года предполагают в результате снижения НДС дополнительный экономический рост 0,3-0,4% в год в течение ближайших двух-трех лет. Но Минэкономики не учитывает в этом расчете повышение инфляции, снижение стимулов для сбережений. Мы завершаем обработку такого расчета, пока мы делаем вывод, что влияние снижения НДС на экономический рост составит 0-0,1% роста ВВП в год", - сказал Кудрин. Что же касается стимулов для производства с высокой добавленной стоимостью, то налогообложение добавленной стоимости само по себе тормозит создание продукции с высокой добавленной стоимостью, заметил он.
"Увы. С точки зрения прямого счета эффект снижения налога вообще нейтрален", - считает глава Минфина.
По его словам, о росте собираемости в случае снижения НДС вообще невозможно говорить. "Собираемость зависит и от цен на нефть, и от экономического цикла, и от политической стабильности, и от действий налоговой службы. Поэтому, на мой взгляд, восстановления доходов не произойдет, и при нарастающих проблемах пенсионной системы, инфраструктурной обеспеченности это приведет к необходимости роста налогов", - сказал Кудрин.
"В случае снижения НДС вопрос о ЕСН и пенсионной системе остается открытым", - предупредил он.
"Пока мы не рассчитываем на то, что решение вопроса о пенсионной системе будет перенесено. Октябрь - это жесткий срок, поставленный нам как окончательный", - заявил министр. Он подчеркнул, что будет также сам настаивать на решении вопроса по НДС в ближайшие месяцы. "Нужно ставить точку и выбирать какой-либо вариант", - сказал Кудрин.