Президент Грузии Михаил Саакашвили "сошел с ума", попытавшись силой вернуть самопровозглашенную республику Южная Осетия под контроль Тбилиси, и угодил в ловушку России, которая привела к войне, сказал высокопоставленный чиновник Франции на условиях анонимности.
"Саакашвили сошел с ума, когда начал бомбить город посреди ночи, - сказал чиновник, принимавший участие в мирных переговорах. - Он рискнул и проиграл. Грузины попали в грубую ловушку. Они думали, что (российский премьер-министр Владимир) Путин не станет наносить ответный удар в разгар Олимпийских игр".
Однако реакция Путина и президента России Дмитрия Медведева была слишком жесткой, и они осознали, что Москва все в большей степени выглядит агрессором, сказал чиновник.
"Путин сказал, что он прекрасно осознает ситуацию", - добавил чиновник после долгих переговоров между президентом Франции Николя Саркози, Медведевым и Путиным в Кремле.
Российские войска одержали победу, вынудив грузинских военных покинуть Южную Осетию, и помогли выбить их из другого отколовшегося от Грузии региона, Абхазии.
"Медведев и Путин отреагировали абсолютно несоразмерно, - сказал французский чиновник, добавив, что Франция не пошла на уступки России в проекте мирного соглашения.
Саркози, чья страна сейчас является президентом ЕС, сказал, что встретился с лидерами России и Грузии в качестве представителя ЕС, и, по словам чиновника, сказал, что европейский блок будет играть важную роль в урегулировании конфликта.
"США находятся вне игрового поля" из-за близких связей с Грузией, сказал чиновник, добавив, что ООН расколота, а Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе слишком слаба.
Прозападная позиция Грузии и твердое намерение вступить в НАТО ухудшили ее отношения с Россией, которая известна тем, что ревниво защищает свои интересы в ближнем зарубежье. Визит Саркози также пролил свет на расстановку сил между бывшим президентом Путиным и его преемником Медведевым.
"Когда там Путин, он говорит больше, чем Медведев, но перед прессой - говорит Медведев", - сказал чиновник.
Саркози встретился с Медведевым во вторник, а Путин присоединился к ним во время обеда, который продолжался несколько часов, намного дольше, чем было запланировано.
"Когда мы услышали, что придет Путин, мы почувствовали, что это очень хороший знак", - сказал он.