Иран к концу 2008 года должен получить системы противовоздушной обороны С-300 российского производства, сделка по покупке которых была осуществлена при посредничестве Беларуси. Об этом сообщает Рейтер со ссылкой на источники в министерстве обороны Израиля,
Первый комплекс С-300 будет поставлен Ирану уже в сентябре, сообщает один из источников, а на дежурство система может встать через 6-12 месяцев, что может стать своеобразной отсрочкой для израильских и американских военных, в случае если они решат нанести удар.
У Ирана уже есть ракеты типа земля-воздух TOР-M1, еще называемые "Ёж", также российского производства, а в декабре Тегеран заявил, что ожидает поставок комплексов С-300, не уточнив их точное количество. Москва отрицает факт заключения какой- либо подобной сделки.
Вашингтон активно участвует в переговорах с целью заставить Иран отказаться от развития атомных технологий, которые могут использоваться для получения ядерного оружия, намекая, что в качестве последнего аргумента может быть применена сила. Израиль, тренирующий своих пилотов для выполнения заданий на дальнем расстоянии, также озвучивает подобные угрозы.
Однако в случае, если Иран получит С-300, такого единодушия у двух стран уже может и не быть. Самая сложная модификация комплекса способна отслеживать одновременно 100 целей и сбивать самолеты с расстояния 120 километров.
"Исходя из того, что я знаю, очень маловероятно, что подобные комплексы в ближайшее время попадут в руки Ирана", - сказал на прошлой неделе министр обороны США Роберт Гейтс, отвечая на вопрос о С-300.
Представитель Минобороны Израиля сообщил, что по контракту с Россией Иран должен получить комплексы к концу 2008 года.
По мнению израильских специалистов, для развертывания комплекса и подготовки операторов Ирану потребуется год.
"Минимальный срок подготовки системы - шесть месяцев, но лучше, когда есть больше времени", - говорит Роберт Хьюсон, издатель журнала Janes Air- Launched Weapons.
По словам Хьюсона, сделка по покупке С-300 Тегераном была осуществлена при посредничестве Беларуси, что позволило избежать участия России, и без того уже раздражающую Запад сотрудничеством с Ираном в атомной сфере.
"Беларусь - это самый ближайший путь, даже если Россия отрицает факт сделки. Однако на этом пути ничего не происходит без согласия Москвы", - сказал он.