29 мая в Нидерландах освобожден главный подозреваемый в убийстве 26-летней белоруски Екатерины Хоняк, ее муж голландец Роберт Ян Брёкель. Это результат действия принципа презумпции невиновности: пока вина не доказана, подозреваемый — свободный человек.
Как сообщает голландская пресса, обвинение в убийстве с Брёкеля не снято. В предварительном заключении он находился с 27 февраля, срок его содержания под стражей несколько раз продлевался. Поскольку следствию не удалось установить причины смерти белоруски, следствие было продолжено, а 37-летнего подозреваемого было решено освободить. Более того, Брёкель не ограничен в передвижении, ему разрешено вместе с дочерью покидать пределы страны.
Предполагается, что для экспертизы останков белоруски следственным органам может понадобиться до 12 месяцев. В частности, будут привлечены эксперты из Германии и США. Так что следствие затягивается.
Как сообщает местная пресса, у Брёкеля два адвоката — бельгийский и голландский, оба известные и высокооплачиваемые. Журналисты подозревают, что услуги юристов оплачивает семья его новой подруги — ранее он работал на эту семью в Бельгии, где они держат сеть борделей, а также связаны с мафией и наркотиками.
До сих пор общаться Брёкель мог только со своими адвокатами — полиция опасалась, что он попытается повлиять на показания свидетелей. Именно свидетели — козырь обвинения. С тех пор, как год назад Катя пропала, ее друзьям и знакомым Роберт Ян совершенно по-разному объяснял причины ее отсутствия.
Изначально слабой стороной обвинения была сложность подтверждения насильственной гибели белоруски. Правоохранительные органы Нидерландов долго доказывали, что тело, найденное в ящике со строительной смесью, принадлежит Кате. Сначала идентификации помогли ее личные вещи (часы, цепочки, украшения), а также грудные имплантаты и зубы, которые она незадолго до гибели протезировала. Выводы подтвердил и анализ ДНК.
Белоруска Катя Хоняк, 1981 года рождения, и нидерландец Роберт Ян Брёкель вместе с 2001 года. Нидерландская пресса пишет о том, что Катя приехала в бельгийский Антверпен работать в публичном доме, а Брёкель был ее клиентом и влюбился в нее. Познакомившись, пара уехала в Венесуэлу, где родилась дочь Николь. По возвращении в Нидерланды в 2004 году Катя и Роберт Ян поженились.
В апреле 2007 года Брёкель обратился в полицию и заявил, что жена пропала. При этом ее белорусским родственникам он рассказывал, что Катя уехала в Амстердам, где он снимает ей квартиру и поддерживает материально. На вопрос, почему она не звонит в Минск, отвечал: не хочет. При этом, например, в школе, где учится дочь Николь, говорил, что его жена уехала на родину, в Минск.
В июле 2007 года белорусская семья обратилась с заявлением об исчезновении Кати в Московское РУВД Минска.
18 февраля 2008 года останки Кати совершенно случайно были обнаружены полицией в доме в городе Баарле-Нассау, где она жила с мужем и дочерью. Тело находилось в ящике, было залито строительной смесью и помещено прямо под кровать дочери… Поскольку дом находится непосредственно на нидерландско-бельгийской границе, а ящик был обнаружен в бельгийской части дома, изначально делом занималась полиция трех стран: Беларуси, Бельгии и Нидерландов.
27 февраля 2008 года Роберт Ян по требованию полиции Нидерландов вместе с дочерью и новой подругой, дочерью своих бывших работодателей, вернулся из американского штата Флорида, чтобы предстать перед правосудием. С самого начала он говорил о своей невиновности. Сегодня он свободен, но остается подозреваемым в убийстве белорусской жены.