Координационный совет обвинил Министерство образования в том, что ведомство абсолютно отказалось принимать какие-либо меры по противодействию пандемии коронавируса, включая дистанционное обучение.
Об этом говорится в заявлении рабочей группы КС по образованию. Полный текст заявления:
«С начала сентября в Беларуси началась вторая волна эпидемии COVID-19. В ноябре мы наблюдаем постоянный рост количества новых случаев, сегодня эта цифра превысила 900 в сутки и уменьшаться не будет. Эта ситуация вновь поднимает вопросы готовности системы среднего образования к введению мер социального дистанцирования в образовательных учреждениях Беларуси, включая полный или частичный перевод образовательного процесса в режим он-лайн.
Развитие дистанционного обучения необходимо не только для перехода к нему всей системы образования во время всеобщего карантина. Дистанционное обучение становится необходимым для продолжения образования, если ученики длительное время из-за болезни или вынужденных мер социальной изоляции не могут посещать занятия. Точно так же учителя в случае необходимости могли бы проводить занятия дистанционно.
Необходимость использования дистанционных методов обучения из-за пандемии COVID-19 выявила следующие проблемы в нашей системе образования:
1) абсолютное большинство школ технически не готовы к дистанционному обучению: компьютеры, сервера, сети не в состоянии передавать столь значительные объёмы трафика;
2) не урегулирован вопрос об оплате за интернет: у школ таких средств нет, а правовых механизмов урегулирования этой проблемы до сих пор не существует;
3) не урегулирован вопрос об оплате учителям за дистанционные уроки, если они проходят отдельно от очных уроков;
4) не урегулирована проблема организации учебного процесса в школах, в которых значительное количество учителей болеют или на самоизоляции;
5) не урегулирована проблема организации учебного процесса в классах, в которых значительное количество школьников болеют или на самоизоляции;
6) не урегулирована проблема оценивания учеников при дистанционном обучении. Кодекс об образовании РБ не предусматривает возможности дистанционного образования при получении общего среднего образования, что привело к резкому увеличению числа наших школьников и студентов, которые стали дистанционно обучаться в других странах, в первую очередь, в Польше и России;
7) дистанционное обучение требует от учителей специальной методической и технической подготовки, но никаких специальных курсов подготовки и переподготовки для учителей не проводилось;
8) в отличие от всех соседних стран, где национальные телеканалы разработали и транслировали видео-уроки, наши СМИ не приняли никакого участия в организации дистанционного обучения школьников;
9) в отличие от всех соседних стран, наши педагогические учреждения образования: вузы, институты развития образования, Национальный институт образования, Академия последипломного обучения, не подготовили никаких методических и практических материалов для организации дистанционного обучения;
10) отечественная дистанционная образовательная платформа весной не смогла справиться с потоком обращений пользователей, когда к ней стали массово подключаться учителя. При этом, пользоваться другими образовательными платформами официально запрещено;
11) государство уже потратило и продолжает тратить значительные средства на техническое обеспечение школ и создание образовательного контента, но пандемия показала, что все эти средства потрачены крайне неэффективно, а большая часть компьютерных программ, установленных в учреждениях системы образования, не имеет официальной лицензии.
В отличие от Министерства здравоохранения, которое включилось в разработку мер по противодействию пандемии ещё в январе 2020, Министерство образования уже 10 месяцев игнорирует существование проблемы, которая, по сути, парализовала систему среднего образования.
В данной ситуации необходимо:
1) срочно законодательно разрешить получение среднего образования в дистанционной форме в нашей стране;
2) разрешить использовать различные обучающие платформы при организации дистанционного образования;
3) обязать Министерство образования совместно с другими государственными органами и ПВТ незамедлительно приступить к поиску реальных решений всех остальных указанных проблем и приступить к реализации этих решений».