«Режим в Беларуси — один из самых репрессивных в Европе», — заявила президент Международной федерации прав человека Сухайр Белхассен на пресс-конференции 1 ноября по итогам своего визита в Беларусь. Визит С.Белхассен проходил с 29 октября по 1 ноября.
«К несчастью, такая ситуация не оригинальна, но в европейском регионе уникальна — Беларусь действительно является единственной страной в Европе, «черным пятном», относительно нарушений прав человека. И это ситуация неприемлема», — заявила С.Белхассен.
По ее мнению, европейское сообщество прилагает недостаточно усилий для того, чтобы исправить ситуацию с правами человека в Беларуси. «Недостаточно только того, чтобы запретить въезд в страны Евросоюза чиновникам, которые, по мнению международного сообщества, причастны к нарушению прав человека. Должны быть другие механизмы. Нужно поддержать деятельность правозащитных организаций и других негосударственных организаций, которые работают в Беларуси фактически в полуподпольном состоянии», — считает С.Белхассен.
Кроме того, по ее словам, «нужно мобилизовать европейское сообщество для того, чтобы все узники совести в Беларуси были освобождены». «Сейчас в Беларуси международным сообществом признаны четыре узника совести — это Дмитрий Дашкевич, Артур Финькевич, Андрей Климов и Александр Козулин. Но даже если бы в Беларуси был только один узник совести, это все равно было бы слишком для европейской страны», — считает президент Международной федерации прав человека.
Она также считает необходимым «не забывать о пропавших, чтобы в дальнейшем справедливое следствие дало результат». «Чтобы правосудие установило справедливость, и жертвы насильственных исчезновений — семьи тех, кто исчез, — получили надлежащую им компенсацию», — заявила С.Белхассен.
Президент Международной федерации прав человека сделала заявления и об обоснованности привлечения узников совести к уголовной ответственности. Обвинения, предъявленные активистам молодежного оппозиционного движения Беларуси Дмитрию Дашкевичу и Артуру Финькевичу, «являются смешными», считает Сухайр Белхассен.
«Нельзя судить человека за то, что он надел свитер под униформу (это одно из нарушений режима, предъявленных отбывающему наказание Артуру Финькевичу. — БелаПАН.). Нельзя судить человека за то, что он отказался свидетельствовать против себя и своих близких, о чем он официально сообщил следователю. Белорусское законодательство об этом говорит однозначно. Тем не менее, насколько я знаю, Дмитрия Дашкевича будут судить именно за это. Это неприемлемо», — заявила С.Белхассен.
«Обвинения молодежных оппозиционных лидеров в хулиганстве и вандализме, в уголовных преступлениях служат лишь для того, чтобы показать людей, которые борются за демократические перемены, в качестве преступников, которыми они не являются», — считает С.Белхассен.
Президент Международной федерации прав человека также отметила возросшее давление на негосударственные структуры и активистов этих структур накануне акций оппозиции — Европейского марша, который прошел в Минске 14 октября, и Социального марша, запланированного на 4 ноября.
«Во время своего визита я навестила Гродно. И если в Минске, благодаря присутствию журналистов и правозащитников, активисты демократических сил хоть как-то защищены, то в регионах репрессии носят систематический характер — без освещения этих проблем в прессе, без огласки. В Гродно единственная независимая газета была закрыта два года назад, и ситуация со средствами массовой информации там катастрофическая», — сказала С.Белхассен.
Международная федерация прав человека создаст комитет в поддержку Андрея Климова, заявила Сухайр Белхассен. По ее словам, случай с осуждением Климова за статью, размещенную в интернете, является беспрецедентным. «Как это ни странно, Андрей Климов не подпадает под амнистию. Более того, насколько я знаю, ни один из тех, кого международное сообщество считает политическими заключенными, под амнистию также не подпадают. В связи с этим у меня закономерно возникает вопрос — а зачем вообще нужна была амнистия?» — сказала С.Белхассен.
При этом она отметила, что «вследствие плохого обращения Климов в тюрьме получил серьезную болезнь сердца». «Федерация прав человека считает официальных лиц Беларуси ответственными за моральное и физическое состояние Климова», — заявила С.Белхассен.
«Человек из тюрьмы написал о том, что он боится остаться в живых, поскольку увидит еще более худший ад, чем его нынешнее состояние, — это уже говорит о многом. Мать не может навестить сына, поскольку она инвалид, и дальние поездки в Мозырскую колонию, где находится Климов, просто не перенесет. И я, и родственники Климова обращались с просьбой перевести его в другую колонию, в Минск, но эти обращения своего действия не возымели», — отметила С.Белхассен.
Она заявила, что намерена поставить вопрос о белорусских политических заключенных в комитете по правам человека и комитете по пыткам ООН.