Правительство Узбекистана установит контроль над своими гражданами, постоянно находящимися за пределами страны или выезжающими на сезонные заработки, говорится в опубликованном в официальной прессе постановлении Кабинета министров.
Миграция из 27-миллионного Узбекистана, самой густонаселенной страны Центральной Азии, усилилась в последние пять лет по мере сворачивания правительством приграничной торговли, торможения экономических реформ, а также усиления политических репрессий.
Узбекистан не проводил серьезных исследований миграции и традиционно высокой безработицы. По приблизительным оценкам правозащитников, при более чем 14-миллионнных трудовых ресурсах страны до трех миллионов узбекских гастарбайтеров работают в России и Казахстане.
После кровопролитного подавления восстания в Андижане в мае 2005 года в поисках убежища страну покинуло несколько сотен человек, а спецслужбы Узбекистана и РФ активизировали поимку узбекских граждан, обвиняемых в религиозном экстремизме.
Как следует из опубликованного документа, начиная с июля правительство намерено наладить поголовный учет выехавших за рубеж граждан путем подворного опроса членов их семей, а также за счет введения новой формы таможенной декларации, заполняемой при выезде из страны.
Консульства Узбекистана "в целях обеспечения защиты граждан" будут осуществлять мониторинг их деятельности за рубежом, а министерство труда упростит процедуру выдачи разрешений на работу за пределами страны, говорится в документе.
Власти говорят, что хотят тем самым защитить своих подданных от угрозы ксенофобских нападок и рабских условий труда.
Оппозиция предполагает, что этим решением авторитарного Ташкента кроется также желание увеличить сбор налогов и упросить экстрадицию оппонентов режима из стран СНГ.
Основным для среднеазиатских гастарбайтеров рынком остается Россия. По данным ЦБ РФ, в 2006 году Узбекистан среди стран СНГ вышел на второе место после Украины по получению денежных переводов из РФ - по официальным каналам физические лица перечислили $1,089 миллиарда, что составило 16,6 процента годового ВВП Узбекистана.
Правозащитники указывают на рост национализма в России, чьи власти, вслед за пожеланиями значительной части избирателей ограничили возможности работы для гастарбайтеров.