Убедившись на прошлой неделе в том, что Ростехнадзор собирается выдать предписание Транснефти по снижению давления в нефтепроводе «Дружба», по которому поступает нефть на ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» (убеждался в этом лично замглавы концерна «Белнефтехим» М.Осипенко), белорусские власти начали незамедлительно действовать по предотвращению возможного снижения поставок нефти в Беларусь. Ведь сокращение объемов подачи нефти естественно привело бы к снижению экспортной валютной выручки в условиях и без того чересчур уж отрицательного сальдо внешней торговли.
Так сокращение "Транснефтью" в 4-ом квартале поставок нефти в Беларусь на 30% (1,125 млн.тонн) могло бы привести к тому, что ОАО «Нафтан» (Новополоцкий НПЗ) в октябре получил бы 520 тыс.т нефти вместо 610 тыс. т (за 3 месяца завод должен был получить 1,84 млн.т), а Мозырский НПЗ - 440 тыс. т вместо 725 тыс. т. (2,16 млн. за квартал, согласно экспортному графику). Эти данные, которые сегодня приводит российская газета «КоммерсантЪ», подтверждают и российские нефтяники.
"В последнее время поставки на Мозырский НПЗ сократились примерно на 30% по техническим причинам",– заявил Коммерсанту начальник пресс-службы ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов. Ранее предполагалось, что компания поставит на белорусские НПЗ в четвертом квартале 600 тыс. т. В "Роснефти" сообщили, что "Транснефть" уведомила компанию о сокращении в октябре объемов прокачки в Беларусь на 92 тыс. т. Всего с октября до конца года "Роснефть" должна была прокачать в Беларусь 1 млн.т. Еще одним крупным поставщиком был "Сургутнефтегаз" – 1,1 млн.т, остальные объемы приходились на долю других крупных российских нефтекомпаний – ТНК-ВР, "Славнефть", "Татнефть" и "Русснефть". "График срезали всем",– говорит представитель одной из компаний.
Цифры интересные, но проблемы ЛУКОЙЛа, Славнефти, Татнефти и т.д. мало интересуют белорусских руководителей. Поэтому срочно вспомнили о протоколе поручений А.Лукашенко №6 от 22 февраля 2006 года, в котором черным по белому было написано «1.2. до 15 марта 2006 г. подготовить и заключить с ОАО «НК «РуссНефть» соглашения… о передаче 25% доли в уставном фонде ООО «НК «Русснефть-Брянск» (нефтеналивная эстакада на станции Жеча, Российская Федерация) в собственность Республики Беларусь». До 15 марта, скорее всего, не справились, но поручение выполнили.
И в четверг, 5 октября, был подписан указ №599, в котором говорится: «…принять в собственность Республики Беларусь долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Русснефть – Брянск» (Российская Федерация) в размере 25 процентов на общую сумму 23 500 000 российских рублей, принадлежащую SHADDOCK TRADING LIMITED (Республика Кипр). Закрепить эту долю за республиканским унитарным предприятием «Производственное объединение «Белоруснефть» на праве хозяйственного ведения». А Виктор Шейман укатил в Москву.
Вечером 6 октября, в пятницу, белорусское телевидение показало главу Совета Безопасности в обществе Председателя Совета Директоров ОАО «Газпром» Дмитрия Медведева. Но Шейман ездил в Москву не по газовым делам. По крайней мере, с Медведевым он точно не обсуждал цену на поставляемый в Беларусь газ. Совместное появление персонажей перед телекамерами можно скорее назвать пробной проверкой на «телегеничность» двух возможных преемников на посты президентов России и Беларуси. Шейман ездил в Москву по другим вопросам.
А тем временем, в прессе уже появились комментарии, что снижение объемов прокачки на самом деле является способом давления на Беларусь. "Речь может идти о торге при обсуждении цен российского газа для Беларуси и возможности показать силу перед готовящейся приватизацией 'Белтрансгаза', оценка которого уже началась", - такое предположение высказал аналитик Альфа-банка Константин Батунин газете «КоммерсантЪ».
Так то оно может быть и так, но, скорее всего, эксперты не приняли во внимание сам указ о безвозмездном принятии в собственность Беларуси 25% доли УФ ООО «НК «Русснефть-Брянск». И то, что Беларусь может получить от такого решения помимо того, что доходы, приходящиеся на эту долю направляются в республиканский бюджет. Получить Беларусь может достаточно: нефтеналивная эстакада – это такое устройство, которое позволяет нефть из трубы, в которой снизили давление, заливать в ж/д цистерны. Среди нефтетрейдеров ходят слухи, что президент ОАО «НК «Русснефть» Михаил Гуцериев получил добро на строительство эстакады в Брянске только лишь потому, что собирался недалеко построить НПЗ. Иначе, какой смысл нефть из нефтепровода переливать в цистерны.
Но завода нет, эстакада простаивает, Транснефть сокращает прокачку по Дружбе. В итоге Лукашенко и Гуцериев нашли друг в друге стратегических партнеров – один готов был расстаться с четвертью доли ради работы предприятия, другой был готов с радостью эту долю принять и укрепить свою независимость от нефтепровода «Дружба».
Теперь совместным владельцам эстакады ничто не мешает согласовать дополнительный экспортный график и поставить на белорусские НПЗ недопоставленный объем нефти, закатить который до конца года в Беларусь по железной дороге «Русснефти» вполне под силу.
Между тем от решения "Транснефти" страдают российские нефтекомпании. Ведь для них белорусские НПЗ сейчас считаются наиболее привлекательными, так как нефть на Мозырь и Новополоцк продается с премией к цене продаж на внутреннем рынке России. По оценке аналитика ИФК "Солид" Дениса Борисова, пишет «КоммерсантЪ», размер недополученных российскими экспортерами доходов может составить 25-30 млн.USD до конца года.
Беларусь, получив свои 25% в нефтеналивной эстакаде, ничего терять не планирует.