Президент Украины в Париже заявил, что сегодня товарооборот между Украиной и Беларусью составляет 1,5 млрд. долларов, а это является "довольно мощной цифрой, которая требует определенной культуры отношений".
"Моя уверенность такова, что не нужно оставлять Беларусь в изоляции, нужно иметь контакты, нужно оказать услугу Беларуси на пути к демократии", – заявил Ющенко, выразив убежденность, что Европа, оставив Беларусь наедине с ее проблемами, окажет этой стране "плохую услугу".
"Украина имеет активные двусторонние отношения с Беларусью, сказал Ющенко, отметив, что наше государство стремится их рационализировать", - говорится в сообщении, посвященном парижскому визиту Ющенко на Интернет-сайте президента Украины.
Это сообщение вызвало фурор и многочисленные перепечатки в белорусских государственных СМИ.
Автор был на Майдане и видел палатки на Крещатике под бело-красно-белым национальным флагом Беларуси.
Обитатели этих палаток боролись "за нашу и вашу свободу".
Но в самом страшном сне обитателям тех палаток не могло присниться, что год спустя уже президент Виктор Ющенко заявит в Париже, что выступает против международной изоляции Беларуси.
И подчеркнет, что Украина готова поддерживать это государство в развитии демократии.
Более полутора месяца прошло с тех пор, как только что назначенный секретарь СНБОУ Анатолий Кинах, в нарушении указа о запрете выступать с внешнеполитическими заявлениями от имени Украины всем, кроме главы государства, премьер-министра и министра иностранных дел, произнес следующее:
"Для нас принципиально важна четкая позиция Украины: жестко противодействовать попыткам международной изоляции Беларуси.
Украина будет поддерживать активное участие дружественной нам Белоруссии на европейском и мировом пространстве".
Официальный Минск этому заявлению очень обрадовался. Белорусская оппозиция, естественно, была шокирована.
"Я огорчен такой позицией, -- заявил ее новый лидер Александр Милинкевич в эфире русской службы радио "Свобода", комментируя заявление господина Кинаха. - Я не знаю точной мотивации таких слов. Может быть, Украина пытается сыграть роль моста между Белоруссией и Евросоюзом, как это прежде делала Польша, потом Литва и все безуспешно.
Я только одно скажу, белорусская власть невоспитуема. То есть все попытки за десять лет, которые мне известны, со стороны Европы пригласить к сотрудничеству, оценить демократические ценности кончились крахом.
Я не верю, что белорусскую власть можно изменить".
Сам Лукашенко в интервью корреспонденту немецкой газеты ‘Хандельсблатт" сказал: "Поверьте, история Германии — это слепок истории в какой-то степени Беларуси на определенных этапах.
Ведь немецкий порядок формировался веками. При Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента".
Так о каких "демократических устремлениях" говорит Виктор Ющенко? Это скорее сравнимо с логикой действий Англии и Франции в 30-х годах прошлого века, когда они пытались "умиротворить агрессора".
Еще в мае директор российской ФСБ Николай Патрушев заявил о возможном участии украинских оранжевых функционеров в будущей белорусской революции.
Господин Томенко, в разговоре с автором тогда упомянул о "своеобразном мандраже" в СНГ в связи с демократизацией, в которой нуждаются и Беларусь, и Россия.
"Мы убеждены: ни правительство, ни президент, ни структуры власти не будут нарушать какие-то международные соглашения и предпринимать действия, чтобы менять власть в соседних государствах или наносить вред национальной безопасности".
Более того, гуманитарный вице-премьер подчеркнул тогда: "Правительство Украины революциями не занимается. К счастью, в нашей программе действий нет такого".
В июне британский журнал "Economist" опубликовал материал, где было сказано, что некоторые польские политики выступают за осуществление свободного вещания на Беларусь с территории соседних стран.
Украина, как следовало из этой статьи, не планирует участвовать в проекте. "Государственный секретарь Украины Александр Зинченко недавно заявил в Лондоне, что Украина не будет участвовать в этом проекте".
(Между тем в Минске и других населенных пунктах Беларуси многие принимают на свои спутниковые тарелки украинский 5-й канал...)
Кстати, сразу после утверждения премьером Юрия Еханурова в Киев срочно приехал глава белорусского МИДа Сергей Мартынов, впервые после оранжевой революции.
Он заявил: "… Беларусь как суверенное государство сама определится с процессами внутри своего общества и не нуждается во внешней помощи – при всем уважении к нашей братской Украине".
А его украинский коллега и друг Борис Тарасюк, подтвердил, что это "суверенное право Белоруссии", поэтому речь скорее может идти о "дружеском взаимодействии".
Стоит напомнить, что президенты и премьер-министры стран Евросоюза, в том числе соседних с Беларусью Польши, Латвии и Литвы, в Минск или Гомель с визитами не ездят.
Наверное, также нужно напомнить Борису Тарасюку его же слова, произнесенные в феврале после съезда Народного Руха:
Что касается состояния демократии в Беларуси, то это является вопросом обеспокоенности со стороны ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Союза.
И Украина – новая демократическая Украина – однозначно присоединяется к этой позиции. Находясь в оппозиции, мы поддерживали тесные взаимоотношения с белорусской оппозицией и далее будем поддерживать эти связи".
Украина стоит на распутье – и во внутри-, и во внешнеполитических процессах.
Ее политика в отношении к Беларуси может оказаться показателем того, хотят ли украинцы повторения Майдана в Минске или белорусского режима Лукашенко в Киеве.
Юрий Свирко,
Украинская правда