Белорусский Хельсинкский Комитет направил обращение в парламент с требованием отменить декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества».
По мнению правозащитников декрет нарушает Конституцию РБ и противоречит подписанным страной международным договорам.
Свою позицию БХК покрепил 7-ю аргументами.
Документ вводит новую форму принудительного труда, что противоречит ратифицированным Беларусью в 1956 и 1995 годах международным конвенциям №29 о принудительном труде и №105 об упразднении принудительного труда.
Декретом вводится новая логика сборов: не за совершение государством неких конкретных для человека, а за гипотетическое получение неких благ при нахождении на территории страны свыше 183 дней.
По мнению БХК, данный декрет издан превышением полномочий Лукашенко. Поскольку парламент не давал Лукашенко полномочия на издание этого декрета, то он (декрет) может быть только временным. Согласно Конституции временные декреты издаются лишь в силу особой необходимости. Однако в преамбуле документа не указано, какой особой необходимостью продиктовано его принятие.
Кроме того, декрет опубликован только 2 апреля 2015 года, но действует с 1 января 2015 года, в то время как Конституцией запрещено права принимать нормы, имеющие обратную силу.
Декрет обязывает иностранных граждан участвовать в финансировании госрасходов, в то время как статься 56 Конституции РБ обязывает принимать участие в финансировании государственных расходов исключительно граждан РБ.
Требование документа посягает на возможность исполнения родителями в полной мере конституционной обязанности по воспитанию детей, разрешая «безнаказанно» не работать всего лишь пока ребенку не исполнится 7 лет. К примеру, в СССР можно было, не работая, воспитывать детей до 14 лет.
Декрет также посягает на возможность исполнения в полной мере взрослыми детьми своей конституционной обязанности по отношению к родителям, нуждающимся в помощи.
Документ также ограничивает право на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных, поскольку позволяет сбор, обработку, хранение и использование персональных данных граждан без их письменного согласия.
Персональные данные, собранные по декрету, могут быть доступны широкому кругу должностных лиц различных государственных органов и организаций, что может повлечь их несанкционированное разглашение.