Белорусский бизнес наконец-то изучил изменения, внесенные в Налоговый кодекс страны, и обнаружил, что помимо приятного снижения ставки налога на прибыль и возможности переноса убытков 2011 года на текущий период документ содержит иные нормы, полностью соответствующие командной модели управления экономикой страны.
В частности речь идет о новой статье 30(1), дополняющей один из самых «рыночных» законов и попутно вносящей существенную корректировку в трактовку таких терминов как «рыночная цена» и «эксклюзивный дилер/трейдер/ресселер/поставщик».
С 1 января 2012 года налоговые органы получили право на проверку всех сделок, в которых цена на 20% отличается от настоящих рыночных по мнению налоговых органов цен на идентичные товары. Что такое правильная рыночная цена и критерии идентичности товаров закон позволяет определять именно налоговым органам.
В случае обнаружения такого расхождения, которое субъект не сможет объяснить необходимыми документами, исследованиями и прочей доказательной базой, налоговые органы заставят такое предприятие пересчитать налог на прибыль исходя из «правильных» цен со всеми вытекающими последствиями административно-штрафного характера.
«Если цена на товар, примененная плательщиком для определения налоговой базы по налогу на прибыль, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары более чем на 20 процентов, в целях определения необходимости корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговый орган производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары, которой он располагает и которая соответствует требованиям настоящей статьи. При отсутствии такой информации налоговым органом при определении налоговой базы по налогу на прибыль используются методы, установленные настоящей статьей.
Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами будут выявлены отклонения в сторону увеличения налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был не доплачен налог на прибыль, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы по налогу на прибыль и перерасчете налога на прибыль таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары», - говорится в упомянутой статье.
То есть, можно привести просто пример. Субъект хозяйствования покупает компьютер, собранный из качественных и следовательно более дорогих комплектующих. Приходит налоговая проверка, смотрит цену, которая в данном случае может отличаться от идентичных товаров, собранных из китайского брака более чем в 2 раза, и производит перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль, естественно, в пользу бюджета. Если же субъект хозяйствования приобрел товар со скидкой более чем в 20%, то налоговые органы могут сходить «в гости» к продавцу товара.
И хотя в статье Налогового кодекса написано, что налоговые органы должны учитывать такие факторы как сезонные колебания спроса на товары, потерю качества или иных потребительских свойств, истечение срока годности или реализации товаров, маркетинговую политику при продвижении на рынки новых товаров, это ровно счетом ничего не меняет, поскольку налоговые органы получили инструмент воздействия на неугодный бизнес и этим инструментом можно вертеть в любую сторону как дышлом.
Еще одним новшеством в белорусской экономике является контроль над сделками с одним и тем же внешним контрагентом, превышающими в совокупности сумму в 20 млрд. рублей в течение одного налогового периода.
«Налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях … осуществления внешнеторговой деятельности, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 миллиардов белорусских рублей на дату приобретения или на дату реализации товара..», - говорится в документе.
То есть речь идет всего-то о сумме в 2,4 млн. долларов. Смысл такого ограничения можно объяснить только тем, что белорусские субъекты хозяйствования, занимающиеся активным импортом в условиях дефицита валюты и определенных «партией и правительством» задач по выходу на положительное сальдо внешней торговли, введут самоограничение ради того, чтобы избежать повышенного внимания со стороны налоговых органов. Ведь даже если с бухгалтерией всё в порядке (что в принципе немыслимо в стране для народа) любая проверка вносит определенный дискомфорт в деятельность любого предприятия.
Впрочем, тот факт, что ни один чиновник или депутат не упоминал о статье 30(1) в ходе обсуждения законопроекта, свидетельствует о том, что все заявления и комментарии белорусских чиновников о том, что страна поступательно движется в сторону совершенствования рыночных отношений, являются всего лишь откровенным пиаром так называемого инвестиционного имиджа страны, в то время как на практике любой закон в одну минуту при молчаливом согласии андроидов («народных избранников») можно адаптировать под текущие нужды действующего режима.
Любые комментарии представителей МНС, Минфина, Минэкономики и т.д. на данную тему с аргументацией, что законодательные изменения были приняты ради борьбы с недобросовестными налогоплательщиками и коррупцией, не выдерживают критики, поскольку в распоряжении белорусских властей на сегодняшний день имеется и без того слишком разнообразный инструментарий для ведения победоносной войны с так называемым злом. В данном конкретном случае – с зачатками рыночной экономики.