Итоги валютных торгов на БВФБ в первую неделю ноября наглядно продемонстрировали предсказуемость белорусского валютного рынка с точки зрения ежемесячных колебаний предложения и спроса в рамках существующей командной модели экономики. Одновременно, бросается в глаза валютная беспомощность Нацбанка Беларуси, не имеющего возможности в текущих условиях обернуть заранее известные тренды в свою пользу.
Когда золотовалютные закрома родины пусты, единственным подспорьем для Нацбанка остается набор административных инструментов с ограниченными возможностями, которых недостаточно, чтобы заставить ситуацию на единой торговой сессии развивать по несколько иному сценарию, чем приведший к печальному концу затею с дополнительной сессией.
Единая торговая сессия, как и допсессия в сентябре, была запущена перед началом третьей декады месяца, означающей не только перечисления налогов в бюджет страны, но и неизбежные для любого предприятия ежемесячные рублевые затраты. Как и во второй половине сентября на допсессии, в оставшиеся две недели октября курс рубля на единой сессии укреплялся за счет превышения предложения над спросом, что позволило регулятору пополнить ЗВР на несколько десятков млн. долларов.
Правда, следует отметить, что власти предусмотрительно убрали с торгов главного потребителя валюты в стране – Белтрансгаз, предварительно договорившись с Газпромом о предоставлении отсрочки по оплате поставляемого до конца года газа.
Отличия между двумя сессиями сводятся лишь к разной динамике курсов – Нацбанк провел работу над ошибками и не допустил на единой сессии резкого укрепления рубля, что в сентябре привело к ревальвационному клинчу, - и разным объемам торгов, что объясняется самим объединением сессий.
С началом нового месяца (отчетного периода) ситуация полярным образом меняется – и уже спрос превышает предложение. Так случилось в первой половине октября. И поскольку Нацбанк не особо пытался регулировать курс допсессии, курс нацвалюты опустился до исторического минимума в 9010 рублей за доллар, что потребовало экстренного вмешательства со стороны властей в виде объявления скоропостижного выхода на единую сессию, но в то же время позволило выполнить одно из обязательств перед кредиторами (АКФ ЕврАзЭС).
Аналогичное развитие ситуации наблюдается и в начале ноября на единой сессии.
Самое время для Нацбанка - небольшими интервенциями поддержать достигнутый по итогу октября результат одну-две недели, после чего продолжить дальнейшее укрепление рубля, тем самым облегчая участь большинства предприятий реального сектора, до сих пор существующих в реалиях официального курса НБ РБ, установленного до перехода на единую сессию.
Но валюты нет. Несмотря на многочисленные заявления белорусских «рукамиводителей» в страну с июня месяца так и не поступили обещанные для формирования подушки безопасности миллиарды долларов, как в виде кредитов под вполне ликвидный залог, так и в виде оплаты за приватизацию крупных активов.
Сегодня сложно предугадать, какой бы курс рубля мог сложиться на единой торговой сессии, если бы не административный ресурс Нацбанка: мягкое регулирование спроса за счет снятия (переноса) ключевых заявок на покупку валюты и настойчивая разъяснительная работа с банкирами и руководством крупных предприятий. Но тратить имеющийся запас ЗВР Нацбанку просто не позволено, а потому каждая торговая сессия на бирже напоминает беспечную прогулку по краю пропасти при штормовом ветре.
Сложилась реальная ситуация, когда, выражаясь словами первого вице-премьера В.Семашко, каждый миллион долларов на счету. При этом власти страны, объявившие об объединения валютных сессий при отсутствии хоть какой-то валютной подпорки, умудрились пролететь мимо второго транша кредита АКФ ЕврАзЭС, отказавшись от повышения ставки рефинансирования.
Транш должен был поступить в ЗВР страны до конца октября. Евразийский банк развития (ЕАБР) еще 26 октября предупредил Беларусь о том, что денег она не увидит до тех пор, пока не будет выполнен контрольный показатель – ставка рефинансирования должна быть не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Прошла неделя. И никто из представителей Нацбанка или правительства даже не удосужился прокомментировать свои дальнейшие действия или хотя бы высказать точку зрения по данному вопросу. Темы как будто вообще не существует.
Ведь речь не идет о повышении учетной ставки в три с лишним раза до прогнозируемого по итогам года уровня инфляции в 120%. Властям лишь необходимо обеспечить положительные ставки в текущем и будущем периодах. С учетом прогноза по инфляции на 2012 год на уровне 19-20% вполне хватит повышения ставки рефинансирования до 50-60% годовых, к чему банковский рынок, да и бизнес сообщество уже успело подготовиться: ставки по однодневным межбанковским рублевым кредитам уже на протяжении нескольких недель колеблются в диапазоне 50-55% годовых, ставки по депозитам в банках уже достигли уровня в 50%, реальные ставки по потребительским кредитам уже преодолели отметку в 100% годовых.
Нацбанк и правительство молчат. 440 млн. долларов второго транша – какие-то жалкие копейки – стране не нужны. Тем временем каждый день при нынешнем курсе и административном запрете на одномоментное повышение цен и тарифов до долларового эквивалента, предшествующего двум девальвациям нацвалюты, из-за так называемой социальной заботы о гражданах оборачивается для экономики страны триллионными убытками.