Всемирный банк (ВБ) рекомендует белорусским властям провести комплексную реформу бюджета в целях сокращения госрасходов и снижения налоговой нагрузки, сообщается в пресс-релизе белорусского офиса ВБ по итогам состоявшейся во вторник в Минске презентации нового доклада Всемирного банка "Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста".
Доклад является первой частью двухэтапного обзора государственных расходов, в котором предложены варианты проведения фискальных реформ. Рекомендации направлены на сокращение масштаба государственного управления экономикой и уменьшение доли госсектора при одновременном принятии мер по смягчению последствий реформ для наиболее уязвимых категорий населения.
"Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы государственного сектора по- прежнему составляют около 44% ВВП, что примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5 процентов выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики", - процитирована в пресс-релизе Галина Андронова-Винселетт, старший экономист Всемирного банка и руководитель группы экспертов по подготовке доклада. "В дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов", - подчеркивает эксперт.
В докладе представлены рекомендации в отношении необходимых преобразований по отдельным направлениям бюджета, а именно в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, которые могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП в среднесрочный период.
При этом эксперты ВБ настаивают на скорейшем реформировании бюджетного сектора вместе с незамедлительной макроэкономической корректировкой, учитывая опасно низкий уровень резервов и быстрое ослабление обменного курса. "В настоящее время в условиях нестабильной макроэкономической среды Белоруссия испытывает давление на бюджет, которое связано с необходимостью одновременно бороться с серьезными дисбалансами и углублять структурные реформы", - сказано в докладе.
"Низкий явный дефицит бюджета в Беларуси дает лишь частичное представление об общем состоянии бюджета и фискальных рисках", - отмечают авторы доклада и обещают провести оценку истинного размера общего сальдо бюджета в следующем этапе обзора.
Между тем, они подчеркивают квазифискальный характер финансирования госпрограмм, осуществляемый через госбанки на льготных условиях с последующей компенсацией потерь банков из бюджета. По данным исследования, в 2009-2010 годах кредитование госпрограмм ежегодно увеличивалось на 60%. К концу 2010 года более 60% выданных банками кредитов были связаны с финансированием госпрограмм. По оценке, в 2010 году финансирование госпрограмм составило 8,5% ВВП, а сумма задолженности по таким кредитам в прошлом году составила 25,5% BBП, просроченная задолженность госпредприятий перед госбанками в рамках финансирования госпрограмм на конец года превысила 15% ВВП.
В частности, ВБ рекомендует правительству Беларуси сократить расходы на сельское хозяйство, которые превышают 10% общих бюджетных ассигнований. "Не реформированное и не эффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки", - сказано в докладе. Эксперты ВБ подчеркивают, что сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. Программа реформирования сельского хозяйства требует комплекса фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирования сельскохозяйственной отрасли, сказано в докладе.
Эксперты также рекомендуют пересмотреть несправедливые, по их мнению, энергетические субсидии. По данным ВБ, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП на фоне роста стоимости импорта энергоресурсов из России. "Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции", - сказано в докладе.
В докладе также отмечается, что в Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. Существующий категориальный механизм социальной помощи приводит к тому, что значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными. В системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы, сказано в докладе.
Эксперты ВБ также подчеркивают необходимость реформирования пенсионной системы в Беларуси. "Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров", - отмечают эксперты ВБ. В связи с этим они предлагают повысить пенсионный возраст, заменить индексацию пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки пенсионных взносов и ввести условно-накопительные счета.
В целом, по оценке экспертов, на долю субсидий и трансфертов в Беларуси в среднем за период 2003-2011 годов приходилось 22% совокупных расходов бюджета. Более 12% этих расходов представляют собой трансферты на соцстрах и иные программы социальной защиты, остальные практически равномерно распределены между субсидированием производителей и потребителей.
Авторы доклада также констатируют, что "действующие в Беларуси ставки налогов выше, чем в большинстве стран региона и это негативно влияет на конкурентоспособность". "Дальнейшие налоговые реформы следует нацелить на отмену оставшихся налоговых льгот и искажений при акценте на снижении действующих ставок по основным прямым налогам, таким, как налоги на прибыль и налоги на фонд оплаты труда", - сказано в докладе.