Самой важной темой, которую, по мнению белорусского правительства, стоило по горячим следам девальвации в экстренном порядке обсудить на заседании Совмина, стало выполнение госорганами и организациями прогнозных заданий по сальдо внешней торговли за январь-апрель 2011 года.
За 4 месяца 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси составило $2,84 млрд. Величина сальдо обескураживает, а потому особую важность прошедшему заседанию придал тот факт, что докладчиком выступал не премьер или вице-премьер белорусского правительства (кто из них в Минске, а кто в Астане с Лукашенко – страна все равно не знает), а замминистра иностранных дел Александр Гурьянов.
Впрочем, характер доклада позволяет предположить, что никто из более высших чинов страны не рискнул позориться подобным выступлением.
"Мы считаем, что меры, которые принял Нацбанк, приведут к тому, что экспортная выручка белорусских предприятий начнет более активно поступать в страну… ожидается уменьшение спроса на валюту и ввозить импорт в больших объемах в Беларусь будет невыгодно… Таким образом, мы видим, что ситуация начинает исправляться и те меры, которые принимались с точки зрения денежно-кредитной политики, улучшат возможности экспортеров", - заявил Гурьянов.
На уроке в школе строгая учительница спросила бы пионера Гурьянова: «Мальчик, а ты понимаешь, о чем говоришь?».
«Меры, которые принял Нацбанк» - Нацбанк ли принял решение о девальвации?
«Экспортная выручка начнет поступать в страну» - это с какого перепугу экспортерам выгоднее продавать валюту по 4930, чем по 8500 (курс обязательной 30% продажи особо роли не играет).
Про уменьшение спроса на валюту и нецелесообразность импорта любой адекватный комментарий может быть представлен только ненормативной лексикой.
На этом оптимистическая вакханалия докладчика не заканчивается.
"Девальвация - это шаг на пользу экспортерам. Чем дешевле национальная валюта, тем более выгодно для экспортеров", - заявил Гурьянов.
Сколько раз уже страна слышала эту белорусскую аксиому, которая так и не оправдалась на практике лишь по той причине, что подавляющее большинство экспортеров работает по принципу сборщиков конструктора Лего – в лучшем случае еще что-то скручивают и свинчивают, в обычном варианте – клеят лейблы и печатают мануалы на русском языке. А потому девальвация поможет в течение нескольких недель разгрузить склады с продукцией, а затем все упрется в необходимость поставки новых партий импортных комплектующих (готовых товаров) по новому курсу, и ценовое преимущество быстро потонет в уточненных расчетах себестоимости.
Но белорусские чиновники давно уже не забегают так далеко, на целый месяц вперед – тут бы до конца дня продержаться.
"… сложилась парадоксальная ситуация: за 4 месяцев экспорт Беларуси вырос на 55%, но наблюдался дефицит иностранной валюты", - выбился из канвы выступления докладчик.
В общем уже понятно, что на повестке дня белорусских властей стоит все два вопроса: стабилизация ситуации на валютном рынке и укрепление белорусского социализма, Поскольку для решения первого вопроса не хватает все одной мелочи – собственно самой валюты, то белорусские чиновники автоматически переходят ко второму пункту повестки дня.
"В принципе, наметились положительные моменты во внешней торговле… мы имеем довольно ощутимый рост экспорта, и постепенно сальдо должно пойти на убыль", - сказал замминистра.
Все будет очень хорошо…