Белорусские власти правдами и неправдами продолжат стимулировать потребительский спрос населения, что в текущих условиях не столько вызвано необходимостью накачки показателя роста ВВП, сколько стремлением изъять у населения появившуюся из-за политического повышения зарплат дополнительную наличность, грозящую в любой момент создать большие неприятности на валютном рынке страны.
Как сообщил сегодня зампред правления Нацбанка Беларуси Николай Лузгин, власти намерены продлить льготное кредитование покупки товаров белорусского производства.
"Сейчас мы согласовывали продление действия указа по льготному кредитованию покупки отечественных товаров под 10% годовых", - сообщил сегодня Лузгин.
Белорусские и международные эксперты неоднократно обращали внимание властей страны на то, что подобные меры, используемые властями многих развитых стран, не совсем применимы для белорусской экономики.
С одной стороны льготное кредитование покупки белорусских товаров позволяет большинству белорусских граждан, относящихся к категории малоимущих (почти вся страна), решить свои бытовые проблемы и является мерой поддержки отечественных предприятий в условиях кризиса. С другой стороны, ограничение списков только белорусской продукцией является де-факто нарушением прав потребителя (ограничение выбора) и отнюдь не стимулирует белорусских производителей к выпуску конкурентноспособной продукции (зачем улучшать качество, если и так купят – выбора нет).
При этом, большинство товаров белорусского производства, подпадающих под льготное кредитование, представляют собой этакий конструктор Лего, для которого большинство комплектующих импортируется в страну за иностранную валюту. Таким образом, стимулирование потребительского спроса неизбежно приводит к росту промежуточного импорта и как следствие росту отрицательного сальдо внешней торговли.
Но поскольку такое Лего-производство позволяет властям за счет потребителей решать многие социальные вопросы и держать под контролем достаточное количество работоспособного населения в виде гарантированной занятости, то они готовы мириться с проблемой роста промежуточного импорта. Тем более, что льготное кредитование помогает в итоге избавить население от излишка белорусских рублей за счет продажи товаров, а не драгоценной валюты.
В общем, в краткосрочной перспективе плюсы перевешивают минусы. Однако в среднесрочной перспективе такие игры могут обернуться серьезным кризисом неплатежеспособности кредитополучателей, и как следствие большими проблемами для банковской системы и экономики страны.
Увеличение кредитного портфеля за счет льготных потребительских кредитов означает на практике, что все большое количество граждан подсаживается на кредитную иглу с постоянным увеличением дозы. Да и помимо потребительских кредитов, Нацбанк, по словам Лузгина, намерен в целом продолжить практику снижения кредитных ставок, что естественно увеличит доступность кредитов и соответственно количество желающих их получить.
Чтобы обеспечить некую стабильность такой финансовой пирамиды, власти будут вынуждены жестко контролировать доходы граждан и не допускать их снижения, что очень сложно в нынешней экономической и политической ситуации в самой стране и вокруг ее. Ведь любое экономическое потрясение в виде всплеска инфляции или небольшой девальвации (до 10%) чревато падением реальных доходов населения и платежеспособности.
В этой связи, банальное продление льготного кредитования покупки белорусских товаров уже не является достаточной мерой для решения текущих и будущих проблем властей. Поскольку предложения типа прекратить стимулирование потребительского спроса, в том числе за счет льготного кредитования, бессмысленны – власти не откажутся от такой политики и назовут такие предложения экстремистскими, - то остается только один возможный вариант, суть которого сводится к ослаблению кредитной удавки на шее потребителя.
Раз уж главная задача – вынуть деньги из кошельков граждан, то делать это нужно с пользой для обеих сторон. В этой связи властям следует серьезно расширить перечень товаров и услуг, подпадающих под льготное кредитование, включив в него отдельные импортные позиции (этот шаг заставит местных производителей снижать издержки и выпускать более качественный ширпотреб), и одновременно резко снизить ставку по льготным потребительским кредитам до 1-2% годовых (радикальный вариант – до нуля).
Подобный шаг приведет к очередям в торговых объектах Беларуси, что само по себе неплохо накануне новогодних праздников и не вызывающих оптимизма золотовалютных резервов страны, резко разгрузит склады отечественных производителей и наполнит их счета дефицитной обороткой.
Затраты по обслуживанию потребительских кредитов (низкая процентная ставка) можно запросто возложить на производителя. Ему нет разницы, какие проценты оплачивать – по бюджетной ссуде, банковским кредитам или по обслуживанию кредита своего покупателя, а замена переменных не скажется на повышении стоимости товара.
С точки зрения потребителя снижение ставки почти до нуля серьезным образом снизит расходы семейного бюджета на обслуживание всевозможных кредитов, что весьма актуально и на фоне бурного строительства льготного жилья. В общем, с кредитной иглы население не соскочит, но, по крайней мере, эта игла не будет все глубже и глубже проникать в слабое тело (платежеспособность) белорусского потребителя.