Указом №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один, отмечается в расширенном комментарии к указу №450 (Полный текст документа с приложениями)
Отменяется лицензирование: аудиторской деятельности; ведения охотничьего хозяйства; ведения рыболовного хозяйства; геодезической и картографической деятельности (27 составляющих видов работ); деятельности в области авиации (5 составляющих); деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); деятельности в области таможенного дела (6 составляющих); деятельности по заготовке и переработке древесины (2 составляющие); деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр; деятельности, связанной с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; лотерейной деятельности (2 составляющие); переработки, консервирования рыбы и морепродуктов; проектирования и строительство зданий и сооружений I и II строительства уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей (15 составляющих); распространения правовой информации; транспортно-экспедиционную деятельность; туристической деятельности (2 составляющие).
Положением о лицензировании предусмотрено сокращение сроков совершения процедур лицензирования. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений предлагается сократить до 15 рабочих дней, срок рассмотрения заявления о продлении действия лицензии, а также проведения проверки (экспертизы) соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям – до 10 рабочих дней, выдачи дубликата лицензии, представления информации из реестра лицензий – до 3 рабочих дней, выдачи Государственным таможенным комитетом лицензии на деятельность в качестве владельца магазина беспошлинной торговли и (или) владельца свободного склада – до 5-дневного срока со дня получения указанным Государственным комитетом соответствующего решения.
В целях исключения возможности истребования лицензирующим органом от соискателя лицензии документов, получение которых является самостоятельной административной процедурой, и (или) которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций, Положение содержит нормы, определяющие порядок получения лицензирующим органом таких документов.
С целью исключения необходимости повторного обращения соискателя лицензии за ее получением, если при первоначальном рассмотрении заявления было установлено, что такой соискатель может обеспечить надлежащее выполнение только части из заявленных им составляющих лицензируемый вид деятельности работ (услуг), лицензирующему органу предоставлена возможность по результатам рассмотрения заявления принять решение об отказе в выдаче лицензии ее соискателю только в отношении одной или нескольких составляющих лицензируемый вид деятельности работ (услуг) и выдаче лицензии ее соискателю в отношении иных составляющих лицензируемый вид деятельности работ (услуг), указанных соискателем лицензии в заявлении.
Положением разграничены понятия и конкретизированы случаи прекращения действия и аннулирования лицензии, что позволит избежать существующих в настоящее время неоднозначных подходов к толкованию норм действующего законодательства, когда аннулирование лицензии рассматривается как частный случай прекращения ее действия.
В Положении определены особенности лицензирования видов деятельности, включенных в перечень лицензируемых видов деятельности.
С учетом специфики конкретного вида деятельности предписания глав второго раздела Положения определяют круг лиц, имеющих право осуществлять вид деятельности, лицензионные требования и условия (особые требования и условия при их наличии), предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату, перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, а также нормы, определяющие необходимость проведения в отношении соискателя лицензии проверки и (или) экспертизы соответствия его возможностей лицензионным требованиям и условиям.
Так, принимая во внимание особый порядок оборота подакцизных товаров, лицензирование деятельности в сфере осуществления розничной торговли и общественного питания сохранено только в отношении розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями. Безопасность иных товаров и продуктов питания, реализуемых через розничную сеть и объекты общественного питания, будет обеспечиваться через применение процедур сертификации и гигиенической регламентации.
Сужение сферы контроля в данной сфере позволит упростить условия осуществления предпринимательской деятельности для значительного количества субъектов хозяйствования, так как из порядка 240 тысяч выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности около 155 тысяч (65%) составляют лицензии на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
В рамках деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта отменяется лицензирование выполнения перевозок пассажиров и грузов внутренним водным и морским транспортом и внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов. Кроме того, закрепляется норма об отсутствии необходимости получения лицензии для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд, а также международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны.
Отменяется лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (в настоящее время лицензируется в рамках деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей). Лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства сохранено только в отношении брачных агентств, осуществляющих свою деятельность во взаимодействии с иностранными юридическими лицами и иностранными организациями.
При этом, учитывая, что выдача лицензий на осуществление двух вышеупомянутых видов деятельности производится в целях предупреждения торговли людьми, защиты жизни, здоровья, свободы и иных конституционных прав граждан Республики Беларусь, лицензирование указанных работ (услуг) будет осуществляться в рамках одного объединенного вида деятельности – ”Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства”.
Оптимизированы и конкретизированы перечни работ (услуг), составляющих: ветеринарную деятельность, деятельность в области промышленной безопасности, деятельность по обеспечению пожарной безопасности, деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с использование природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с производством, а также оптовой торговлей и хранением алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, медицинскую и страховую деятельность.
Для соискателей лицензии – юридических лиц Республики Беларусь, изъявивших желание начать осуществление отдельных работ и (или) услуг, лицензируемых в рамках деятельности в области промышленной безопасности (проектирование (конструирование), монтаж, наладка, обслуживание, диагностирование, ремонт технических устройств; проектирование, монтаж объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления; проектирование (разработка технологического раздела) котельных; перевозка опасных грузов всеми видами транспорта) предусмотрена возможность применения при получении лицензии (по выбору соискателя) упрощенного порядка лицензирования.
В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о выдаче лицензии принимается Министерством по чрезвычайным ситуациям на основании заявления соискателя лицензии без назначения и проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. При этом указанное выше заявление должно содержать сведения о том, что соискатель лицензии обязуется в течение двух месяцев со дня принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, установленных для заявляемых работ и (или) услуг в соответствии с законодательством.
Возможность получения лицензии в упрощенном порядке предусмотрена также для осуществления эксплуатации пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей по перечню, утвержденному в установленном порядке, лицензируемой в рамках деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
В перечне лицензируемых видов деятельности приведены наименования видов деятельности и составляющих работ (услуг) при их наличии, указаны государственные органы и иные государственные организации, уполномоченные на выдачу лицензий, определен срок действия лицензий.
Перечень лицензируемых видов деятельности является исчерпывающим.
При этом в отношении 16 видов деятельности срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет. В числе таких видов: деятельность в области автомобильного транспорта, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, деятельность по оказанию психологической помощи, деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки, деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, медицинская деятельность, оптовая и розничная торговля нефтепродуктами, охранная деятельность, розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиям и фармацевтическая деятельность.
Указ вступает в силу с 1 января 2011 г.
При этом Указом предусмотрено, что юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели вправе не продлевать в период со дня официального опубликования Указа до его вступления в силу срок действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности либо специальных разрешений (лицензий), включающих только те составляющие виды деятельности работы и (или) услуги, лицензирование которых отменяется. Они могут осуществлять деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 января 2011 г., при условии соблюдения требований, предусмотренных Указом, до истечения срока их действия.
Упразднение требований о лицензировании отдельных видов деятельности и составляющих их работ (услуг), оптимизация порядка и сокращение сроков совершения лицензионных процедур, введение комплексного регулирования отношений в сфере лицензирования, предусмотренные Указом, обеспечат снижение административной нагрузки на деятельность субъектов хозяйствования.