Белорусские власти за последние полтора года так напичкали бизнес-сообщество грядущими переменами, что любые упоминания на тему либерализации экономики уже вызывают приступы тошноты. В возможные перемены уже мало кто верит. А рейтинг доверия к всевозможным планам действий, программам и перечням антикризисных мер находится между цифрами «0» и «0,000…..х».
Дошло до того, что уже международные эксперты, излучающие по жизни наивную веру в искренность белорусских властей, уже позволяют себе эмоциональные высказывания типа «Задрали уже! Хоть что-то можно сделать…». Белорусские чиновники в упор не замечают подобного отношения, невозмутимо из месяца в месяц, а порой изо дня в день предлагают всю ту же порцию овсянки.
Единственное, что изменяется, - снижается должностной ранг чиновника, который в очередной раз повторяет слова своего непосредственного начальника. Так, сегодня замдиректора департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Топилин не исключил, что указ об отмене лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в Беларуси может быть принят весной нынешнего года.
«До конца 2009 года…», «осенью…», «во втором полугодии… », «летом….», «в ближайшие два-три месяца…», «одной из главных антикризисных мер…», «проект документа находится на согласовании…», - обещали представители Минэкономики и других белорусских госорганов неизбежную либерализацию лицензирования, начиная с осени 2008 года. Сегодняшнее заявление Топилина относится к той же серии «чего то надо сказать».
"Если не будет кардинальных замечаний, я думаю, в ближайшее время он будет представлен главе государства", - сказал чиновник.
Естественно, нашлась масса объяснений.
«…по отдельным видам предпринимательской деятельности и шла дискуссия: что-то предлагалось исключить, а госорган настаивал на сохранении лицензирования зачастую для того, чтобы иметь рычаги влияния на ту или иную сферу, на субъекты малого бизнеса, - пояснил Топилин.
«Иногда просто лоббировался интерес того или иного ведомства, а Минэкономики предлагало этот интерес исключить, чтобы бизнесу было проще», - признал он.
Кроме того, по его словам, к проекту прилагается много документов.
"Пришлось детально регламентировать те или иные отношения, которые могут возникнуть у лицензиатов, чтобы не было возможности двоякого толкования установленных документом норм, чтобы у ведомств не было возможности принимать свои акты", - оправдывался Топилин.
«Вы ж поймите и нас», - занимают чиновники очень удобную для себя позицию, уповая на снисхождение со стороны бизнеса. Вот только с какой радости бизнес должен проникнуться проблемами чиновников?
Сами наплодили горы документов, сами и разгребайте. И нечего пенять на большое количество документов. Минэкономики – это не группа специалистов в 10 человек, разрывающихся 24 часа в сутки. Речь идет о тысячах сотрудников, половина которых с тоской глядит, как медленно движутся стрелки на циферблате часов. Если ведомство не в состоянии пролоббировать принятие вполне простого документа, не надо делать публичных заявлений.
Кстати, согласно совместному плану действий правительства и Нацбанка на 2010 год Минэкономики совместно с другими госорганами должно было подготовить проект указа о лицензировании еще в январе текущего года. Вероятно, это план действий, утвержденный постановлением Совмина, носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения документом.