Последнее обновление: 04.04.2020 20:59

Российским банкам урежут белорусские схемы вывода капитала

Банк России готов снабдить банки новым инструментом по борьбе со схемами вывода капитала. Как стало известно "Ъ", рекомендации по раскрытию так называемых белорусских схем банкиры получат в самое ближайшее время. По замыслу ЦБ, это должно сократить объем вывода из России капитала посредством фиктивного импорта товаров из Беларуси. Будет ли работать этот механизм после введения с 1 июля единой таможенной территории РФ и Беларуси, в Таможенном союзе вчера пояснить не смогли.

О том, что ЦБ подготовил для банков рекомендации по борьбе с так называемыми белорусскими схемами вывода капитала, сообщила директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елена Ищенко.

В общем виде "белорусская схема" выглядит так. В российский банк обращается компания-резидент для проведения платежа нерезиденту (чаще всего зарегистрирован в офшоре) якобы в оплату поставки товара из Беларуси. Согласно действующему законодательству, импорт из Беларуси в Россию не оформляется грузовыми таможенными декларациями (достоверность и подлинность которых российские банки проверяют по базе Федеральной таможенной службы). Товар из Беларуси ввозится по товарно-транспортной накладной (ТТН), не предполагающей контроля со стороны таможенных органов. Этот документ компания-отправитель средств и предоставляет в российский банк для подтверждения назначения платежа. При этом подлинность ТТН российский банк проверять не был обязан, в результате средства просто выводились в офшор.

Суть рекомендаций ЦБ — проверять подлинность товарно-транспортных накладных по базе данных расчетного центра Нацбанка Беларуси, доступной через интернет. Если документы, которые принес в банк клиент в обоснование платежа за поставку товара из Беларуси, не находятся в этой базе, значит, скорее всего, имеет место фиктивный импорт с целью вывода капитала из России, пояснила госпожа Ищенко. Такие операции должны вызывать у банков подозрения с последующим информированием службы финансового мониторинга. По словам Елены Ищенко, банки смогут ознакомиться с рекомендациями уже в ближайшее время.

Раньше российские банки не пользовались базой Нацбанка Беларуси. "Даже если бы мы знали о ее существовании, это база данных другого государства, и классифицировать операцию как сомнительную с последующим уведомлением Росфинмониторинга просто так вряд ли было бы легитимно",— говорит глава службы внутреннего контроля российского банка. В результате клиенты российских банков посредством таких схем могли практически беспрепятственно переводить средства в офшоры в отсутствие каких-либо поставок товаров из Беларуси. На мартовской встрече с банкирами Елена Ищенко указывала, что "белорусские схемы" в последнее время стали массовыми, частично заменив другие типы схем, которые властям удалось заблокировать. Если в 2008 году по фиктивным таможенным декларациям из России было выведено $47,2 млрд, то в 2009 году этот показатель снизился до $17,4 млрд.

В банках уже подсчитывают затраты на выполнение рекомендаций ЦБ. "Рекомендательный характер подготовленного ЦБ письма вовсе не означает, что его можно выполнять или не выполнять по собственному усмотрению банка,— поясняет руководитель службы финансового мониторинга Промсвязьбанка Татьяна Смирнова,— при проверке факт несоблюдения рекомендаций обязательно будет отмечен, что повышает репутационные риски банка". Аналогичная по смыслу проверка таможенных деклараций по базе ФТС не только платная, но достаточно длительная процедура, для исполнения этого требования банки вынуждены держать в штате отдельного человека, говорит госпожа Смирнова. Если база по ТТН бесплатная, и информацию оттуда можно получить достаточно оперативно, то проблем, безусловно, меньше, но в любом случае новая обязанность увеличивает нагрузку на банк, отмечает она.

Рекомендации ЦБ, хотя де-факто и носят для банков обязательный характер,— полумера, указывает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. "Для того чтобы банк мог отказать клиенту в проведении операции по причине отсутствия ТТН в базе, основание для отказа должно быть закреплено в нормативном акте, а не в рекомендательном письме",— рассуждает Терехов.

Свои инициативы по ужесточению контроля за российско-белорусскими операциями ЦБ выдвинул в тот момент, когда завершается подготовка к введению в действие единого Таможенного кодекса Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, после которого оформление ТТН при пересечении границы РФ и Беларуси прекратится.

В комиссии Таможенного союза, которая занимается наднациональным регулированием в создаваемом объединении трех стран, сообщили, что со своей стороны пока решать проблему не намерены: на повестке дня стоят более оперативные вопросы таможенного регулирования единой таможенной территории и низкой степени готовности к этому национальных законодательств.

"Регулирование банковского законодательства является, возможно, вопросом более отдаленного будущего, сейчас о нем говорить рано",— сказал собеседник.

<Апрель 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Май 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Экономика