В период с 30 марта по 9 апреля 2010 года в Минске по просьбе Национального Банка РБ работала миссия по оказанию технической помощи Департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала Международного Валютного Фонда. Основная цель, стоящая перед миссией, заключалась в предоставлении регулятору рекомендаций по вопросам надзора и макропруденциального анализа банковской системы Беларуси.
Миссия носила технический и, образно говоря, узкоспециализированный характер. Однако детальное ознакомление с подготовленным по итогу работы многостраничным докладом позволяет в очередной раз констатировать уже давно всем известный печальный факт – все проблемы как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей исходят от проводимой в Беларуси экономической политики.
Следует признать – миссия поставила «зачет» Нацбанку за проделанную в последние годы работу в области банковского надзора. Безусловно, это узкая сфера в регулировании банковского сектора. Но именно с просчетов в надзоре начался мировой финансовый кризис.
«Следует с удовлетворением отметить существенный прогресс, достигнутый НБРБ в области банковского надзора», - говорится в докладе МВФ.
«Миссия поддерживает ведущуюся в НБРБ работу по подготовке методических рекомендаций по дистанционному надзору… Подход и набор инструментов, которые в настоящее время используются НБРБ при решении вопросов риска ликвидности, соответствуют уровню сложности системы… Миссия приветствует усилия НБРБ по созданию систем раннего предупреждения для измерения уязвимости банковского сектора… НБРБ придерживается политики ясности и информационной открытости,.. что заслуживает всяческих похвал», - звучат в докладе похвалы в адрес регулятора.
Но это вовсе не означает, что МВФ подготовил текст выступления партийного лидера на грядущем юбилейном съезде КПСС – рекомендациям и разбору проблемных моментов посвящены почти все 50 с лишним страниц документа. Но, как уже отмечалось, причины почти всех серьезных «недоработок» Нацбанка лежат в плоскости проводимой в стране экономической политике, а также вызваны доминирующей долей государства в структуре собственности.
Госбанки
«Банковский сектор Беларуси преимущественно находится в государственной собственности, и прямое влияние государства на кредитование затрудняет проведение действенного банковского надзора. Кредитование в рамках государственных программ не всегда осуществляется на основе рыночных принципов, в то время как периодически издаваемые указания вызывают перекосы и подрывают применение обоснованных принципов и дисциплину… Целевое кредитование через государственные банки, а также значительная поддержка ликвидности этих банков со стороны НБРБ на нерыночных условиях стали неотъемлемой чертой банковской системы Беларуси, что теперь должно измениться», - говорится в докладе.
Эксперты МВФ понимают, что ситуацию в банковском секторе страны невозможно изменить в одночасье, а потому и не обсуждали в ходе миссии структуру собственности.
«Тем не менее, эти особенности банковской системы представляют собой конкретные причины для беспокойства, и эти проблемы требуют решения, особенно в области корпоративного управления», - обращает МВФ внимание госорганов управления на эту проблему.
По мнению фонда, Нацбанку в такой ситуации следует избегать либерального отношения к несоблюдению минимальных регулятивных требований государственными банками, особенно в отношении ликвидности. Для МВФ не является секретом, что Беларусбанк и Белагропромбанк в течение всего 2009 года не соблюдали минимальные пруденциальные нормативы по ликвидности.
«Снисходительность по отношению к государственным банкам, сопровождающаяся отсутствием приведения в исполнение минимальных регулятивных требований, наносит ущерб прочности банковской системы, подрывает надлежащую финансовую дисциплину, вредит репутации НБРБ и снижает доверие к целостности банковской системы», - подчеркивается в докладе.
Решение проблемы госкредитования увязывается с созданием в Беларуси специализированного финансового агентства (СФА), в которое будут переведены непогашенные кредиты в рамках государственных программ и связанное с ними государственное финансирование. Проект указа до сих пор не подписан, но МВФ усмотрел в этом положительный момент. И это не шутка.
«Миссия изучила перевод проекта указа о создании СФА… Банки и надзорные органы, кроме высшего руководства НБРБ, имеют лишь общее представление о подробностях или возможных последствиях подписания указа о создании СФА. Из общения миссии с банковским руководством создается впечатление, что ни «Беларусбанк», ни «Белагропромбанк» (два ключевых государственных банка, участвующих в процессе) не оценивали последствия переноса задолженности (ред. – в СФА) для структуры их балансов», - говорится в долкаде.
Кредитная накачка
Еще одной проблемой, усложняющей надзор и повышающей риски банковского сектора, по мнению МВФ, является постоянная накачка экономики Беларуси кредитными ресурсами. МВФ и другие международные финансовые структуры неоднократно обращали внимание белорусских властей на возможные последствия гонки за прогнозными показателями. Объем международных резервов НБРБ и низкая платежеспособность населения делают неприменимыми для Беларуси предпринятые рядом других стран меры по стимулированию внутреннего спроса. Но о чем же тогда глава Нацбанка будет ежемесячно докладывать А.Лукашенко?
«В 2009 году темпы роста кредита составляли 31% в условиях практически стагнирующей экономики», - подчеркивается в докладе. – «Предполагается, что в 2010 году будет продолжаться динамичный рост кредита, что создает существенные проблемы в области управления риском в банковском секторе и вызывает у некоторых банков высокий риск финансирования ликвидности».
Опять же, МВФ не в состоянии остановить гонку за высокими показателями кредитного портфеля. В этой связи эксперты фонда рекомендуют Нацбанку разработать систему надзора за финансовым состоянием домашних хозяйств, нефинансовых компаний и учреждений.
«Работу… следует дополнить… мониторингом финансового состояния и уязвимых мест корпоративного сектора и домашних хозяйств и их взаимосвязей с финансовым сектором… На долю кредитов корпоративному сектору приходится значительная часть кредитных портфелей банков. Следовательно, здоровье корпоративного сектора представляет собой важный источник риска для финансовой системы», - отмечается в докладе. - «Домашние хозяйства, в свою очередь, играют важную роль в качестве потребителей и вкладчиков, а в будущем они все в большей степени будут выступать также и в роли держателей рисковых активов. Таким образом, изменение их финансового состояния может оказывать существенное влияние как на реальный сектор экономики, так и на деятельность финансового рынка».
«Желательно разработать более системный подход к потенциальным рискам, связанным с сектором страхования, который является крупнейшим среди секторов небанковских финансовых учреждений», - подчеркивается в докладе.
Колхозы – наше всё
Беларусь уже давно критикуют за доминирующую долю госсобственности в экономике страны и нещадное использование печатного станка. Эти темы не станут откровением для белорусских чиновников и бизнеса. Но особо ударила по глазам еще одна проблема, отмеченная экспертами фонда, и вытекающая из нее рекомендация.
«Широко признанным является тот факт, что управление риском является мощным инструментом работы с неопределенностью относительно будущего», - говорится в докладе МВФ.
Однако эксперты вынуждены констатировать позорный для Беларуси факт.
«В Главном управлении банковского надзора НБРБ нет сотрудников, отвечающих за управление рисками… В настоящее время в группу макропруденциального анализа входят всего четыре штатных сотрудника, в том числе руководитель департамента, на которого также возложены и другие обязанности. Несмотря на высокий уровень образования и технической подготовки этих штатных сотрудников, в данной ситуации практически невозможно проводить систематический макропруденциальный анализ и разрабатывать новые подходы», - подчеркивается в документе.
Причина вполне банальна.
«Препятствием для макропруденциального анализа в НБРБ являются весьма ограниченные ресурсы», - признают эксперты МВФ.
Нацбанк по поручению мудрого руководства тратит миллиарды рублей на подшефные колхозы и фермы, но в то же время не может без разрешения сверху выделить деньги на ставку специалиста управления рисками.
МВФ не может своим распоряжением создать несколько вакансий для высококвалифицированных специалистов в штатном расписании Нацбанка. Однако считает необходимым «незамедлительно начать работу по созданию специального подразделения по рискам», взяв на работу минимум 4-х специалистов с широкой профессиональной подготовкой в сфере финансов, бухгалтерского учета, аудита, математики, статистики, информационных технологий, а также «создать и официально утвердить должностные инструкции специалиста по рискам».
Весьма любопытно, насколько рекомендации МВФ по данному вопросу совпадают с мнением членов «грозной и авторитетной» комиссии, состоящей в основном из представителей администрации А.Лукашенко, которая с начала года проводит кадровую проверку и изучает структуру управления Нацбанка.
Хотя, какая на самом деле разница. Тот факт, что такая международная структура как МВФ на своем уровне вынуждена поднимать проблему создания 4-х вакансий в Нацбанке страны с 10 миллионным населением, очень хорошо подчеркивает «все преимущества» командно-административной модели управления экономикой Беларуси.