Руководство Беларуси намерено всерьез воплотить в жизнь проект по продаже Беларускалия иностранному инвестору и созданию на вырученные средства отечественного автопрома. Как сообщает Interfax.by со ссылкой на источник в органах госуправления, белорусские власти ведут переговоры о покупке "Беларуськалия" с китайскими Sinofert и China Blue Chemical.
"Китайский холдинг Sinofert и компания China Blue Chemical получили от правительства КНР полномочия на проведение переговоров с белорусской стороной о приобретении акций Беларуськалия", - сказал источник.
Как сообщалось, идея об акционировании Беларускалия и последующей продаже 20% пакета китайскому инвестору родилась в минувшем году незадолго до повышения пошлин на автомобили, ввозимые юридическими лицами. Сама идея не афишировалась, зато многие чиновники вплоть до А.Лукашенко твердили о необходимости создания отечественного автопрома.
Проект ушел на проработку в заинтересованные ведомства, а спустя некоторое время был актуализирован после того, как на очередном заседании комиссии Таможенного союза единственная в Беларуси сборочная мастерская – СП ЗАО «Юнисон» получила статус производства с «промышленной сборкой».
Между тем, по мнению гендиректора РУП "ПО "Беларуськалий" Валерия Кириенко, предприятие в приватизации не нуждается.
"У нас достаточно средств для решения всех своих вопросов… Беларуськалий не может быть акционирован, так как включен в перечень объектов, находящийся в исключительной собственности государства», - сказал Кириенко в интервью газете "Белорусская нива".
В Госкомитете по имуществу агентству "Интерфакс-Запад" подтвердили, что принятая парламентом в первом чтении новая редакция законопроекта об объектах находящихся в исключительной собственности государства сохраняет Беларуськалий в перечне таких компаний.
«Если поступит команда сверху, Беларуськалий может быть выведен из перечня ко второму чтению", - не исключил при этом чиновник Госкомимущества. - "На эту тему идут разговоры".
"Но если жизнь потребует, закон могут изменить", - не отрицает и Кириенко.
Вполне может быть, что истина где-то рядом. Идея спустить вырученные за Беларускалий деньги на автопром родилась еще в период непоколебимой веры в дотационные условия поставки российской нефти в 2010 году. Но с тех пор многое изменилось, и не исключено, что сегодня рассматривается лишь первая часть идеи – получить деньги, много денег. Ведь на кону – не граждане со своими легковыми авто, а якобы независимость всей страны.
"Есть интересы государства, которое является собственником объединения. И если государству трудно, то акционирование и приватизация предприятия возможны, и к этому мы должны быть готовы", - сказал Кириенко в интервью, текст которого перед публикацией был неоднократно выверен и согласован.
Сегодня уже никто не спорит, что Беларуси необходимо срочно приступать к полномасштабной приватизации (точечная уже не поможет) несмотря на все агитпроповские штучки и заморочки. Впереди 2011 год, в течение которого выплаты по погашению и обслуживанию внешнего долга превысят сумму в 4 млрд. долларов США.
Тем не менее, начало системного приватизационного процесса с единственного НЗ (неприкосновенный запас), который к тому же хотят продать одному из крупнейших покупателей белорусского калия, можно сравнить лишь с массовым харакири.