Экспорт калийных удобрений в 2010 году обещает стать для белорусских властей палочкой-выручалочкой, которая должна спасти страну от резкого сокращения валютной выручки в новых условиях поставки российской нефти. Об этом свидетельствуют прозвучавшие в Бразилии заявления первого вице-премьера В.Семашко.
Эта латиноамериканская страна уже помогла белорусским властям продержаться в 2009 кризисном году, закупая, что собственно никогда не афишировалось, огромные объемы калийных удобрений. Семашко сообщил, что по итогам прошлого года Белорусская калийная компания (трейдер Беларускалия и российского Уралкалия) поставила в Бразилию 1,2 млн. тонн удобрений, что стало существенным подспорьем для Беларуси на фоне отсутствия контракта с Китаем.
В 2008 году в Бразилию было отгружено 2 млн. тонн удобрений. Такой же объем, 2,1 млн. тонн калия, утверждает Семашко, планируется отгрузить и в 2010 году.
Собственно, эти данные и объясняют суть визита А.Лукашенко в Бразилию. Так уж сложилось, что последние два года поездки А.Лукашенко в другие страны не прибавляют ему политического веса внутри Беларуси, в то время как население не столько интересуется страной визита, сколько составом делегации – взял с собой младшего сына или нет.
В этой связи возникает вопрос – за какие деньги Лукашенко готов летать, что он ненавидит, и уж тем более за океан, и произносить хвалебные речи в адрес покупателя.
Беларусь и Уралкалий имеют равные доли в БКК – по 50%. Следовательно, поставляемые БКК объемы можно также поделить поровну между партнерами. Данные Белстата и публичной отчетности Уралкалия (все-таки ОАО) свидетельствуют, что доля белорусского калия примерно на 10% больше и составляет около 60% в общем объеме экспорта или 1,26 млн.тонн по планам 2010 года.
Калий поставляется в Бразилию по спотовым ценам – последний раз БКК сообщала о $425-435 за тонну. То есть Беларусь намерена получить по итогам года примерно 500 млн. долларов только от продажи калия Бразилии. Это вполне адекватная сумма даже по меркам Лукашенко, чтобы своим визитом зафиксировать планируемые объемы поставок.
БКК уже заключила контракты с Китаем и с Индией на 2010 год на поставку 2,1 млн. тонн калия. Однако рост объемов (в тоннах) позволит сохранить или в лучшем случае незначительно увеличить уровень валютной выручки, полученной в 2009 году от экспорта калия в размере $1,358 млрд. из-за обвала цен на мировом рынке во 2-м полугодии 2009 года.
Вряд ли эта сумма сможет покрыть грядущие потери от ликвидации белорусского нефтяного оффшора (схему с венесуэльской нефтью еще надо запустить). А между тем чиновники уже объясняют близкое к нулю сальдо внешней торговли товарами по итогам января резким ростом экспорта калийных удобрений.
В данном случае вопрос не столько к чиновникам, сколько к данным официальной статистики – как случилось, что при столь низком отрицательном сальдо торговли товарами за январь - $16.5 млн. ($452.1 млн. в январе 2009 года) золотовалютные резервы страны сократились на $379 млн. Население не обвинишь – в январе граждане продали валюты на $90 млн. больше, чем купили. Аналогичная ситуация на рынке наличной валюты наблюдалась и в феврале, в то время как резервы без учета платежа Газпрома за 12,5% акций Белтрансгаза снизились на $321 млн.
В ближайшие дни Белстат опубликует данные о внешнеторговом сальдо за 2 месяца, которые позволят лучше понять, действительно ли экспорт калия может избавить страну от грозящих ей неприятностей или из-рук вон плохую ситуацию в экономике власти пытаются прикрыть победами на калийном фронте и хитроватыми методиками Белстата.