Российская компания Газпром до сих пор не перечислила деньги за последний в рамках заключенной сделки 12,5% пакет акций ОАО "Белтрансгаз", чем вызвала сумятицу в белорусских властных кругах. Вчера, 23 февраля, Белтрансгаз, Госкомимущество и Минфин отказались комментировать эту ситуацию, предложив дождаться среды – первого рабочего дня в России после 4-х дневных каникул.
Согласно договору Газпром обязался перечислять деньги за акции Белтрансгаза до 20 февраля – по крайней мере, именно такая формулировка проходила в прессе. Однако следует отметить, что текст документа не публиковался в открытом доступе.
В предыдущие три года Газпром проводил платежи задолго до наступления указанной даты. Поэтому особой разницы между «до 20 февраля» и «20 февраля» не было. Если верен первый вариант, то деньги в случае решения российской газовой компании придерживаться своих обязательств должны были поступить на счета белорусского Минфина еще 19 февраля.
Второй вариант предполагает, что последней датой платежа является 20 февраля. Но поскольку этот день пришелся на субботу, за которой последовало еще 3 выходных дня в России, то датой платежа следует считать 24 февраля. Но…
«На сегодняшний день деньги не поступили», - сообщил сегодня, 24 февраля, первый замгендиректора ОАО "Белтрансгаз" Цвитомир Сорохан, слова которого цитирует Interfax.by.
На фоне попыток белорусских властей уговорить Газпром на повышение скидки на цену газа в 2010 году с 10% до 25%, возникло предположение, что Газпром преднамеренно затянул платеж за акции Белтрансгаза, дожидаясь в свою очередь оплаты белорусской стороны за январские поставки газа – по контракту до 23 февраля. Перечисленная сумма прояснила бы следующий момент: является ли предложение об увеличении скидки просто просьбой или белорусская сторона считает данный вопрос решенным в свою, естественно, пользу.
Однако, как стало известно, Белтрансгаз еще на прошлой неделе перечислил Газпрому сумму денег, исходя из действующей скидки в 10%.
"Январские поставки полностью оплачены. Мы действуем строго согласно контракту и своевременно перечислили деньги за весь объем потребленного в январе газа в оговоренные контрактом сроки… Для Беларуси действует в январе поправочный коэффициент в размере 0,9, и этот коэффициент будет действовать в течение всего первого квартала", - подтвердил сегодня Сорохан, сообщив, что среднеконтрактная цена газа в январе составила $168 за 1 тыс. куб. м.
Это означает, что высказанное предположение оказалось не верным, и Газпром преследует некие иные цели. Ранее сообщалось, что в случае 30-ти дневной просрочки после 20 февраля договор купли-продажи акций Белтрансгаза будет считаться расторгнутым.
До паники в Минске еще не дошло – белорусская сторона пока объясняет досадное недоразумение мини-каникулами в России.
«(Отсутствие денег) объясняется выходными и праздничными днями в России», - сказал Сорохан.
Однако в Белтрансгазе уже лопнуло терпение.
«На этой неделе мы будем вести переговоры и прояснять ситуацию», - заявил замгендиректора.
Впрочем, Белтрансгаз добивается возобновления переговорного процесса по иной причине – увеличение скидки до 25%.
"Пока на наше предложение нет реакции, но мы надеемся, что Бог поможет и россияне прислушаются к нашей просьбе", - заявил Сорохан.
По его прогнозу, цена газа во 2-м квартале может повыситься на $4 за 1 тыс. куб. м.
"Белорусская сторона не прекратит усилий по переговорам о снижении цены за поставляемый в республику природный газ", - подчеркнул Сорохан.
Впрочем, белорусской стороне стоило бы уповать на господа и в случае с $625 млн. платежом на 12,5% акций Белтрансгаза. После того, как официальный Минск умудрился за прошлый год в конец испортить отношения с руководством России, нельзя исключать, что Газпром вполне мог пересмотреть свои планы в отношении паритетного владения – 50 на 50 - акциями белорусского предприятия. Такая ситуация делает затруднительным проведение любого решения через Совет директоров Белтрансгаза.
В этой связи, а также с учетом отдельных нюансов белорусской-российской дружбы, Газпром мог не увидеть особой разницы между 50% пакетом и теми 37,5%, которые уже принадлежат российской компании. При этом Газпром не опасается, что белорусская сторона может пойти на полное расторжение сделки – для этого придется вернуть российской компании $1,875 млрд., которых у Беларуси нет и в ближайшие годы не появятся.
Остается лишь ждать, какое решение примет газовый Господь…