Последнее обновление: 25.11.2024 18:00

Инвестиционные перлы с заседания правительства

Правительство Беларуси старается шагать в ногу со временем и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Поскольку недавно на свет появился декрет, устанавливающий равные правила для желающих войти на белорусский рынок инвесторов, правительство решило созвать по данному поводу президиум Совмина, посвященный насущным проблемам в данной сфере.

Тот факт, что декрет не предлагает инвесторам ничего нового, обобщая лишь предложенные уже пришедшим в Беларусь за последние несколько лет инвесторам и отработанные на них условия, не смущает членов белорусского правительства. Не особо беспокоит их и то, что летающие вдоль белорусской границы беcпилотники и еврокоптер до сих пор не засекли на своих радарах вереницы рвущихся в страну зарубежных бизнесменов с деньгами.

Но слушая белорусских чиновников, возникает ощущение, что ситуация выглядит абсолютно иначе – толпы инвесторов, не взирая на кризис, вдоль всей границы скандируют «Хотим работать в Беларуси на любых условиях» и «Александр Григорьевич! Пустите нас к себе».

На первый взгляд показалось, что белорусские чиновники все же решились реально посмотреть на вещи.

"Темп роста инвестиций в размере 125% (задание на 2009 год) можно требовать и выполнять, но, исходя из имеющихся источников финансирования и наработок по иностранным инвестициям - это слишком большая планка", - пожаловался первый замминистра экономики Петр Жабко.

Но, как выяснилось, речь идет не о том, что в условиях кризиса сложно найти инвесторов в белорусскую экономику, а о том, что денег, в принципе, как грязи, но бюрократическая машина буксует и не успевает переварить поступающие от инвесторов предложения по вложению денег в придуманные чиновниками инвестпроекты.

"Это может даже послужить неэффективному использованию средств, если заставлять выполнять (этот показатель)", - пояснил Жабко суть своей жалобы.

По его словам, белорусские власти смогут осилить, не разбазаривая попусту предложенную валюту, темп роста инвестиций не более 117-118% к 2008 году. Жабко отметил, что и эта «планка» - хоть и «напряженная», но уже «разумная».

"…установить решением президиума Совета министров под персональную ответственность органам госуправления минимальные задания, выполнение которых позволит в конечном счете выйти на 117-118%... достаточно напряженный показатель, это та планка - разумная и напряженная, которую можно выполнять", - резюмировал замминистра, разложив при этом способности каждого министерства в отдельности - для Минпрома, Минэнерго в размере 105% к уровню 2008 года, Минсвязи, Минтрансу, Минторгу - 123%, концерну Белнефтехим - 120%, Минсельхозпроду, концерну Беллесбумпром, Белбиофарм - 100%.

Пока белорусские власти рисуют рост инвестиций в основной капитал на 18%. Однако, ссылаясь на ежемесячный мониторинг, Жабко выразил озабоченность тем, что этот темп может замедлиться до 111% к уровню 2008 года. Как уже все поняли - не из-за отсутствия инвесторов, а по причине чиновничьей расхлябанности.

Далее, начинается папье-маше из цифр и показателей, разобраться в которых не под силу, пожалуй, даже многим участникам сегодняшнего заседания президиума Совмина, в смысле кто реализует и сколько всего инвестпроектов в стране.

Так, по словам Жабко, в первом полугодии 2009 года органами госуправления реализовывался 681 инвестиционный проект, а в рамках постановления правительства №2031 начата реализация 78 инвестиционных проектов на сумму Br34 трлн.

Из числа тех, которых 681, завершена реализация 25 проектов, а также освоено 47,2% запланированного на год объема инвестиций. Однако, по 110 проектам "в первом полугодии отсутствовало освоение средств, в том числе по 10 важнейшим».

«На этих (по-видимому 110) проектах планировалось освоить почти Br800 млрд, и это является одним из резервов для того, чтобы подтянуть темпы роста инвестиций в этом году", - заявил Жабко.

Из числа тех, которых 78, есть проблемы с реализацией 37 на сумму Br8 трлн. Жабко предложил обратить на эти проекты особое внимание, потому что по 12 проектам отсутствуют инвесторы, по 17 затягиваются сроки реализации, по 8 проектам поднят вопрос об исключении из этого постановления.

"Работа поставлена на недостаточно высоком уровне", - вынес свой вердикт замминистра экономики и потребовал обеспечить начало реализации 110 проектов, которые из числа 681 и по которым не начаты работы, а также продолжить работу по 37 проектам, которые из числа 78, с целью привлечения инвесторов по их реализации, несмотря на возможное исключение из этого списка 8 инвестпроектов.

Но больше всех родину не любят, кто бы мог сомневаться, организации, не имеющие ведомственной подчиненности (читай – частный бизнес), которые по итогам первого полугодия увеличили объем инвестиций только на 3,8% и которых Жабко назвал "главным тормозом" прироста инвестиций в основной капитал.

Впрочем, рассуждения об инвестициях и озвучивание показателей роста – все это от лукавого. Внутренние инвестиции в белорусских рублях – это обычные кредиты белорусских банков и госпомощь за счет бюджета через всякие хитрые схемы выпуска облигаций. То есть и в первом и во втором случае реальным инвестором выступает печатный станок Нацбанка.

Что же касается громкой фразы «иностранные инвестиции», то в Беларуси под ней также понимают «суммы задолженности за полученные товары, работы, услуги от нерезидента Республики Беларусь, а также суммы полученных авансовых платежей от нерезидента Республики Беларусь под последующий экспорт товаров, работ, услуг». Вот вам и весь дебет с крЕдитом…

Следует отметить, что большинство белорусских инвестпроектов рассчитаны на увеличение объемов производства и лишь в редких случаях речь идет о модернизации действующих предприятий с целью увеличения качества выпускаемой продукции. Перспективы таких инвествложений в условиях резкого снижения спроса на основных для Беларуси потребительских рынках весьма призрачны, а сроки окупаемости таких проектов сегодня не смогут просчитать даже самые именитые эксперты.

В случае с иностранными инвестициями в условиях кризиса белорусских властям действительно следовало бы уже год назад понизить планку – только не роста, а жадности, отменив многочисленные условия по явному вымогательству денег из инвесторов на различные соцпроекты и программы. Кстати, декрет не запрещает подобную практику, позволяя чиновникам изголяться как угодно в рамках трехуровневой системы согласования инвестпроектов.

Пока же все идет к тому, что в ближайшие время ответ на вопрос сотрудника погранслужбы «С какой целью посещаете Беларусь?» типа «Да, вот инвестиции везу» станет знаменательным событием в жизни страны.

Властям есть, над чем задуматься. Слишком часто за последний год звучало «Мы привлекли кредит, получили финансирование» и т.п. Но ни стране, ни кредиторам еще ни разу не довелось услышать хотя бы невнятный ответ на вопрос «А чем и как возвращать будем?».



<Июль 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Август 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Экономика