За два месяца текущего года в Украину поставлено молокопродуктов на $14 млн., что в 12,8 раза превысило объем экспорта за весь 2008 год. Основу белорусского экспорта в Украину составляет сливочное масло. Только за январь-февраль текущего года его экспорт составил 4,2 тыс. т., сообщает украинская газета «Экономические известия».
В 2008 г. в Украину было экспортировано 2,3 тыс. т масла, причем все поставки пришлись на конец года.
До 2006 года Украина сама поставляла на экcпорт масло и молокопродукты, преимущественно в Россию. Сейчас же объемы импорта ежегодно растут.
Согласно данным Госкомстата, за январь-февраль текущего года производство сливочного масла в Украине упало на 29,3% — до 6,1 тыс. т. – из-за падения цен и отсутствия возможности снижения закупочных цен на сырье.
В прошлом году кризис не позволил украинским производителям создать переходной запас масла. Компании были вынуждены продать существующие небольшие объемы запасов масла для пополнения оборотных средств. Поэтому импорт спас Украину от дефицита масла и стал хорошей поддержкой для ритейла. Сейчас же, в период сезонного роста производства молока, ситуация начала стабилизироваться.
По мнению экспертов глобального усиления присутствия белорусов на украинском рынке все-таки не произойдет. Белорусское масло может стать лишь «палочкой-выручалочкой», но не более того, поскольку украинские бренды гораздо сильнее.
Проблема резкого роста импорта белорусского масла на Украину еще не дошла кабинетов украинских чиновников. Однако эта страна уже не раз доказывала белорусским производителям, что может вполне грамотно и своевременно применять разрешенные международными нормами запретительные меры для поддержки собственных производителей.
Учитывая, что белорусское масло уходит на Украину по явно заниженным по сравнению с внутренними ценам – валютная выручка важнее, чем прибыли и рентабельность, - белорусским предприятия следовало бы проявлять большую осторожность, чтобы не потерять пусть и временно открывшийся в условиях кризиса рынок. И уж конечно, не стоит ради показателей жить только сегодняшним днем – производством масла под украинскими брендами рынок не завоюешь.