Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Беларусь может на себе испытать все "прелести" «потерянного 10-летия» Японии

Самая опасная ситуация при лечении болезни возникает тогда, когда лечащий врач безоговорочно верит в то, что когда-то давно придуманное лекарство одинаково вылечит любого пациента, и даже не пытается разобраться в истории болезни, провести предварительные тесты и выявить возможные противопоказания, приводящие к летальному исходу. Примерно так ведет себя белорусское правительство, пытаясь вылечить страну от кризиса методами прошлого века, пусть и успешными, но разработанными совсем для другого диагноза.

Отчасти такое поведение объясняет одну загадку, почему у страны до сих пор нет своего антикризисного плана. Есть некий предложенный правительством набор мажорных мер, несколько упрощающих жизнь белорусского бизнеса (включая госпредприятия), но который мало чем напоминает метод борьбы с кризисом. Есть и набор более радикальных, но еще более популистских мер, предложенный экспертным сообществом при участии оппозиции, отдельные пункты которого больше сойдут для ТВ-шоу «Приколись, как круто».

С одной стороны, легко критиковать, ничего не предлагая, с другой - есть ли вообще смысл в такой критике?

Поскольку никто в мире толком не знает, как бороться с нынешним кризисом, то, по крайней мере при отсутствии антикризисного плана, следовало бы для начала просто составить памятку тех мер и методов, которые могут вызвать серьезное осложнение у пациента – белорусской экономики. И уж отталкиваясь от этой памятки пытаться разрабатывать свой и только свой план, не копируя чужие, поскольку они (чужие) как правило не помогают.

Суть антикризисных действий белорусских властей сводится к следующему: налаживание максимально возможного спектра отечественных дешевых товаров, резкое стимулирование внутреннего спроса, развитие инфраструктуры в основном за счет строительства коммерческой и социальной недвижимости и жилья. В принципе такой план был применен после второй мировой войны для восстановления экономик ФРГ и Японии.

Этот план был бы вполне уместен для восстановления экономики Беларуси после распада СССР. Но в отличие от ФРГ и Японии у Беларуси не было возможностей внешнего заимствования денег из-за особой социально-направленной, а, попросту говоря, авторитарной политики руководства. Своих денег у страны не было. Доходы от нефтегазовой оффшорной деятельности уходили куда угодно, но никак не в модернизацию экономики. Когда денежный голод был утолен и стало понятно, что поцелуи в обмен на дешевые нефть и газ из России не вечны, а к качеству белорусских товаров, производимых на оборудовании и по технологиям, доставшимся в наследство от «совка», появились претензии даже на традиционных рынках, власти, отстроив к этому моменту, забюрократизированную систему управления страной, начали реализацию упомянутых мер, но к тому моменту уже было поздно.

Спрос на потребительские товары был в определенной степени удовлетворен за счет импорта, на который до поры до времени никто не обращал особого внимания. Причем за счет импорта далеко не самого худшего качества, потеснить который властям пока удалось лишь в сфере производства ряда продуктов питания. Импорта, который стал причиной зарождения в стране потребительского бума.

Белорусские власти потратили немало денег на создание собственных производств, однако качество белорусских товаров пока не вызывает особого возбуждения у потребителей. Возьмем в качестве примера одну из любимых тем главы Госконтроля Зенона Ломатя – отечественные соки. С 1 апреля вступают в силу новые ГОСТы. И лучшее из того, что производится в Беларуси, - продукция компании «Старая крепость» (причем на импортном сырье) – скромно перейдет из категории «сок» в разряд «нектар». Большинство выпускаемых в стране так называемых «соков» и вовсе будет называться «напитком». Своих соков в стране не выпускается, а потому эта продукция автоматом переходят в разряд критического импорта. С чем будет Ломать бороться?

Сегодня власти много говорят об экспорте, причем экспорте дешевых товаров, произведенных в Беларуси. Именно на этом после войны поднялась Япония, а спустя десятилетия Корея и… Китай. Не уж то в Минске решили с Поднебесной в экспорте соревноваться, забывая, что сегодня термин «китай» уже зачастую не несет негатива прошлых лет - «очень низкое качество», а лишь означает очень дружественную для покупателя цену. Еще совсем немного, и Китай придет в те сферы, о присутствии в которых еще не мечтал пару лет назад. И тогда многих градообразующим белорусским производителям будет совсем несладко.

Остается надежда на инфраструктуру? За последние 3-4 года Беларусь превратилась в страну-стройку. Около трети всей экономики так или иначе завязано на строительство: от белорусских чудес «колхоза» и бизнес-центров с заоблачными ставками аренды до социального жилья. Кризис, которого нет, изрядно подкосил эту сферу. Однако власти не хотят сбавлять набранный темп, не задумываясь при этом о последствиях.

"Наша задача в этом году ввести 6 млн кв. м жилья. Правительство и Нацбанк обеспечили достаточные ресурсы, чтобы ввод жилья был выполнен в полном объеме", - заявил пару дней назад премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на заседании президиума Совмина.

В 2009 году финансирование строительства жилья обойдется 7,95 трлн рублей, в том числе Br3,8 трлн кредитные ресурсы банков, Br426,6 млрд - средства консолидированного бюджета.

Следует обратить внимание, что Br3,7 трлн населения и организаций – это по большей части опять же кредиты банков. А в итоге почти все финансирование – за счет привлеченных ресурсов, процентная ставка по которым кусается и очень больно. Желающие могут подсчитать, на какую сумму вырастет начальная стоимость жилья, приобретенного в кредит на 15-20 лет под 15% годовых, и не стоит уповать на то, что власти будут каждое 1 января на протяжении этих 15-20 лет осуществлять девальвацию рубля на 20%.

Однако, для белорусских чиновников – это не проблема. Надо увеличить сроки возврата кредитов, считают они.

«Считаю необходимым продолжить работу по совершенствованию порядка кредитования граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части увеличения срока возврата предоставленных кредитных ресурсов", - сказал Виктор Буря, будучи, по-видимому, убежденным, что для среднестатистической белорусской семьи кредит на 40 лет – это просто неземное благо.

Понятно, что подобное решение лишь приведет к удорожанию жилья, цены на которое в отдельно взятой стране упорно не желают снижаться темпами, наблюдаемыми в соседних странах. В Беларуси, несмотря на кризис, продолжается раздувание строительного мыльного пузыря. Белорусские чиновники уверовали, что они сами с усами, и опыт чужых ошибок им ни к чему.

«Во второй половине 1980-х гг. в экономике Японии наблюдался экономический подъем, благодаря так называемой модели «самоподдерживающегося роста». Повышение жизненного уровня населения, стабильность политической системы, отсутствие социальных конфликтов обеспечивали позитивные ожидания в обществе; кроме того, немалую роль играли такие факторы, как возрастание роли Японии в мировой экономике и международной политике, а также сочетание конкурентного механизма и планового начала внутри страны», - такова краткая оценка состояния Японии накануне жесточайшего кризиса, который впоследствии был назван «потерянным десятилетием».

Слегка отредактируем эту справку с учетом белорусских реалий: «Последние несколько лет в экономике Беларуси наблюдался экономический подъем, благодаря так называемой социально-направленной и суперустойчивой к внешним факторам экономической модели. Повышение жизненного уровня населения, стабильность политической системы, отсутствие социальных конфликтов обеспечивали позитивные ожидания в обществе. Кроме того, немалую роль играли такие факторы, как… административно-командные методы управления экономикой».

В общем все было просто замечательно. Не совсем так хорошо, как в Японии, но не бедствовали.

«Экономический рост привел к накоплению финансовых ресурсов, которые должны были найти себе применение. Однако крупных неосвоенных сегментов экономики практически не было, поэтому компании стали вкладывать свои финансовые ресурсы в различные операции, не связанные с их основной деятельностью, и недвижимость… компании стали получать очень высокие доходы от финансовых операций, это практически стало вторым бизнесом, что явилось стимулом к взятию кредитов у банков», - говорится о Японии.

Опять подкорректируем: в Беларуси в неосвоенные сегменты не особо пускают, да и лезть туда никто не хочет. А поскольку с финансовыми операциями с точки зрения вложений в силу отсутствия финансового рынка у нас как-то бедновато будет, то остается недвижимость.

Но грянул гром: «В результате в Японии образовался необеспеченный банковский кредит гигантского масштаба,… Крах экономики «мыльного пузыря» начался в 1989 г. Толчком явилось объявление правительства о возможном повышении учетной ставки процента. Почти моментально последовала реакция фондового и финансового рынков… Поначалу происходящие воспринималось как кризис финансовой сферы, однако затем стало очевидно, что это – кризис всей экономики…. Первыми разорились компании, выросшие на финансовых спекуляциях, затем пострадали крупные риэлторы, покупавшие под кредиты банков земельные участки для застройщиков, затем цепная реакция захватила строительные компании и стала распространяться все шире. Пострадали даже самые сильные банки, оставшись с огромным объемом невозвратных долгов; ситуация в этой сфере была близка к послевоенной».

В цифрах, столь понятным белорусским чиновникам, это выглядело так: снижение промпроизводства составило 10,3%, цен на землю – на 40%, цены на акции – на 50%. Потери инвесторов составили порядка 370 трлн. иен или сумму, эквивалентную ВВП страны. Цены на жилье упали в 10 раз, на коммерческую недвижимость – в 100 раз.

Следует отметить, что Японии понадобилось 10 лет, чтобы справиться с последствиями кризиса, при том, что к тому моменту Япония уже попала в разряд высокоразвитых стран. Беларусь такой не является, а потому даже сложно вообразить, сколько лет уйдет на поправку после такого кризиса.

Вряд ли население Беларуси мечтает о повторении «пути самурая», по которому сегодня семимильными шагами топает белорусское правительство. Остановиться бы, прикинуть что к чему, забыв в этот момент о всех прогнозных показателях и поручениях «партии и правительства», и ответить на самый главный вопрос «А верным ли путем идет, товарищи?»



<Февраль 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627281
2345678
Март 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика