Более 60% компаний придерживаются мнения, что уже через 1-3 года условия работы на российском потребительском рынке будут определяться компаниями розничной торговли. К такому выводу пришли эксперты PricewaterhouseCoopers по итогам проведенного PwC опроса 20 российских компаний, представляющих различные сегменты потребительских товаров.
Другим последствием экономической интеграции станет такое положение, в соответствие с которым через несколько лет консолидация розничной торговли приведет к снижению прибыли и существенным изменениям на рынке. Участники рынка также отмечают, что современная розничная торговля активно развивалась на протяжении последних 3 лет за счет развертывания новых магазинов и сделок по слиянию и поглощению, в результате чего поставщикам удалось увеличить долю прямых продаж предприятиям розничной торговли.
Результаты исследования говорят о влиянии консолидации бизнеса и изменений в экономике на рынок розничной торговли и предприятия производства товаров широкого потребления. Несмотря на то, что появление крупных игроков на рынке приводит к более жестким условиям переговоров, это уравновешивается некоторыми позитивными факторами. Среди преимуществ 32% опрошенных поставщиков отмечают, что в сложившихся условиях они получат более крупные заказы, равное количество их голосов (по 23%) распределилось между дополнительными возможностями для дальнейшего расширения и логистическими преимуществами. Около 12% говорят о повышении качества услуг и условий работы с ритейлерами под влиянием процесса консолидации.
Однако, как считает руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PricewaterhouseCoopers Дэйл Кларк, в условиях экономического кризиса "поставщики и ритейлеры должны играть "на одной стороне поля" и максимизировать усилия, направленные на привлечение и удержание конечного покупателя за счет тщательной проработки предложений с точки зрения оптимального соотношения цены и качества".
"В сложившихся экономических условиях производители и ритейлеры оказались "по одну сторону баррикад", - заключил он. По его словам, возможно обратиться к международному опыту, который показывает, что сотрудничество компаний розничной торговли и производства товаров широкого потребления протекает более интенсивно в области обмена данными, управления запасами и категорийного менеджмента.
В качестве ключевых мер по уменьшению неблагоприятных последствий участники опроса называют снижение затрат и оптимизацию логистической системы. Появляются возможности для улучшения рыночных позиций игроков за счет приобретения проблемных компаний и активов, пересмотра клиентской базы и условий договоров, а также найма талантливых специалистов.
"Текущая ситуация предоставляет компаниям отрасли розничной торговли и производства товаров широкого потребления стимулы и возможности для пересмотра своих стратегий. В среднесрочной и долгосрочной перспективе в выигрышном положении окажется тот, кто сумеет правильно воспользоваться ситуацией, правильно вложить средства. Компании, которые "задраивают люки в период шторма", могут показать хорошие финансовые результаты в краткосрочной перспективе, однако проиграют компаниям, которые вкладывают средства в стратегию роста", - заключил Д.Кларк.
По оценке директора отдела сопровождения сделок с капиталом PricewaterhouseCoopers Мартина Питерса, финансовый кризис приведет к дальнейшей консолидации компаний и вытеснению с рынка слабых игроков.
"Поскольку быстрый рост с привлечением дешевых заемных средств будет затруднен, предприятия розничной торговли должны сосредоточить внимание на этих операционных изменениях для повышения своей рентабельности и обеспечения денежного потока. Для достижения этих целей компании могут совершенствовать цепочки поставок и категорийный менеджмент, обеспечивать постоянство ассортимента товаров", - полагает М.Питерс.
Опрошенные участники рынка также ожидают, что кризис окажет среднее или сильное влияние на отрасль в 2009г., в результате чего произойдет снижение прибыльности. Несмотря на то, что производители товаров широкого потребления готовятся к сокращению затрат, кризис предоставит и возможности для роста, заключают эксперты PricewaterhouseCoopers.