Последнее обновление: 27.11.2024 09:07

Семашко: Такой овощ как приватизация «должен созреть»

Первый вице-премьер Беларуси В.Семашко утверждает, что белорусские власти цивилизованно и «памяркоуна» подошли к процессу приватизации. Однако, по его словам, для сохранения темпов роста ВВП стране не обойтись без иностранных инвестиций. Вместе с тем Семашко отметил, что выбор партнера или инвестора правительство будет осуществлять исходя из трех постулатов, озвученных в свое время А.Лукашенко – финансы, ресурсы, сбыт.

«Нас часто обвиняют, что мы очень «памяркоуна» (медленно) движемся в процессах приватизации. Я на этот вопрос отвечаю так: мы 4 года назад полностью акционировали все значимые предприятия концерна «Белнефтехим». Это и «Полимир» (Новополоцк) и «Нафтан» и «Гродно азот», - сказал Семашко на пресс-конференции в Минске.

«Все они сегодня - акционерные общества, но со 100%-ным пакетом в руках государства», - уточнил он.

«И мы на тот момент, наш... Александр Григорьевич Лукашенко продекларировал три принципа, которые мы заложили при потенциальном выборе партнера, акционера», - отметил Семашко.

«Первое. Финансовые средства не только для того, чтобы купить пакет вплоть до контрольного, а потом неизвестно что делать с этим предприятием», - напомнил он, приведя в качестве негативного примера приватизацию нефтехимических предприятий Украины.

«Мы же видим как некоторые российские предприятия пришли и купили контрольные пакеты НПЗ на Украине. Ну и что дальше? Самортизировали предприятия, ни рубля не вложили в развитие и что? Эти предприятия теперь никому не нужны: ни российскому капиталу, ни украинскому. Они технологически отсталые, не могут конкурировать по экономике, глубина переработки 56-58%, корзина продуктов – неконкурентоспособная», - высказал первый вице-премьер свой взгляд на украинский опыт.

«Поэтому мы говорим, чтобы денег хватало не только на то, чтобы выкупить пакет акций, но и на то, чтобы вместе с соглашением о покупке пакета, вместе с измененным уставом, рядом лежало инвестиционное соглашение. Чтобы было видно как будет развиваться предприятие, и если инвестор пришедший, купивший пакет и подписавший соглашение не будет его выполнять, есть у нас определенные меры сдерживания и меры, чтобы поставить все это на свои места Это первый постулат», - еще раз отметил Семашко.

«Второй постулат. Инвестор должен иметь сырье, чтобы обеспечить на 100% загрузку предприятия. В этом смысле, конечно, российские нефтяные компании, например, наверняка имеют приоритет - вот она нефть, вот он нефтепровод Дружба. И не для кого не секрет, что по комплексу ОАО «Нафтан» - ОАО «Полимир» мы ведем переговоры и с Роснефтью и с Лукойлом», - сказал Семашко.

«Лукойл положит в августе технико-экономическое обоснование, Роснефть - в октябре... и мы будем смотреть, выгодно нам, не выгодно, на каких условиях состоится альянс этих компаний, наших белорусских и российских. Понятен второй постулат - надо иметь сырье для обеспечения загрузки. Если инвестор имеет это сырье – мы его приветствуем», - уточнил он.

«И третий постулат, который безусловно должен присутствовать в рыночных условиях – инвестор должен иметь рынки сбыта этой продукции. Если смотреть на Лукойл, например, то прекрасный может быть партнер», - не исключил Семашко. - «Он имеет сеть сбыта: дошел до заправок в Европе, США. Прекрасную имеет систему сбыта.

«Так вот три постулата – финансы, ресурсы сбыт. Если инвестор имеет это, мы готовы с ним работать», - резюмировал он.

«Ни резко, ни одномоментно взяли и все выставили на продажу. Я уже сказал, самый значимый наш концерн Белнефтехим, который на 30% определяет объемы промышленного производства в республике, 35% экспорт и соответственно поступление валюты в республику, мы уже по сути дела акционировали уже 4 года назад. Это факт», - не мог успокоиться Семашко, естественно вспомнив о Бобруйском шинном комбинате, который, по его словам, сегодня стоит уже миллиарды долларов.

«И мы цивилизованно подошли к этому, подтянув предприятия. Пример: Шинный комбинат. Если бы мы выставили его на торги 4 года назад, то мы бы за контрольный пакет получили 52 млн. долларов. Сегодня мы вправе рассчитывать с учетом того, что если мы созреем до того, что его надо акционировать (прим. Бобруйский шинный комбинат, нынче - ОАО «Белшина» был акционирован в сентябре 2002 года), привлечь инвестиции, то на нем мы несколько миллиардов можем поиметь», - пересказал уже известную всем историю о потенциальной стоимости белорусского предприятия.

«Всему свое время. Любой фрукт или овощ должен созреть», - подытожил он, дав понять, время созревания урожая уже наступило. «Сегодня мы видим, чтобы дальше сохранить темп роста ВВП, мы говорим о том, что нуждаемся в привлечении иностранных инвестиций», - признал вице-премьер основную проблему белорусских властей.

«Инвестиции могут быть разные. Могут быть прямые, могут быть портфельные. Поэтому мы пришли к тому, что мы будем пробовать международные инструменты, например, IPO и так далее. Мы реально должны почувствовать, сколько стоит наш продукт, сколько стоит наш товар», - пояснил он.

«Может немного не по теме, но некоторые смеялись, когда мне в 2005 году поручили проект, в одной упряжке объединить слона и трепетную лань - создали в 2005 году Белорусскую калийную компанию, 50 на 50 Уралкалий и Беларускалий. Уралкалий, мы знаем, - абсолютно рыночная структура. Рыболовлев (владелец Уралкалия) - абсолютный рыночник и с другой стороны государственное предприятия. И вот сегодня результат», - привел пример Семашко.

«Конечно, тут есть мировая тенденция, но есть и реальный вклад в то, что сделал коллектив менеджеров», - не стал отрицать Семашко. – «Если Белорусский калийный комбинат в 2005 году, продав 7 млн. тонн выручил 753 млн. долларов, то в этом году мы поимеем уже 3,5 млрд».

«Для Рыболовлева, если он в октябре 2006 года размещал свои 12% акций и в то время его активы оценивали в 2,8 миллиарда долларов, то сегодня его активы при том отрицательном моменте, что из трех рудников у него один затоплен, оценивают в 14-15 миллиардов. Вот эффект от этого слияния», - развил тему Семашко.

«Мы за то, чтобы на новом этапе развивать отношения с любым инвестором - с востока, с Запада. Потому что мы видим, что от этого будет эффект, в разы может быть. Не случайно тут был вопрос по ГАЗу, МАЗу. Мы видим, что МАЗ акционируем и от этого выиграем: и бюджет будет пополнен и самое главное получим самые современные конкурентоспособные предприятия, чтобы и дети и внуки были уверены , что у них будет работа и будет нормальная жизнь», - резюмировал Семашко.

Инвесторы получили своего рода «пособие для чайников», в котором, к сожалению, нет ничего о том, что какие обязанности готовы взять на себя белорусские власти по обеспечению «памяркоунай» работы инвесторов на территории «страны для народа». Еще бы услышать о гарантиях, что через несколько лет эти инвестиции не накроются медным тазиком. И желательно не в форме разглагольствований г-на Семашко, а в виде конкретных законодательных актов, а точнее их отмены, совсем небольшого количества – нескольких тысяч. Тогда не только процесс созревания белорусского приватизационного овоща ускорится, но и различных инвестиционных «фруктов».



<Июль 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Экономика