Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Россия пока еще готова помогать Беларуси

Россия, несмотря на трудности, с которыми столкнулась ее экономика, по-прежнему готова оказывать финансовую поддержку Беларуси, однако уже в среднесрочной перспективе эта помощь будет для нее все более затратной.

Такое мнение высказали эксперты российского Национального исследовательского института "Высшая школа экономики", передает Interfax.by со ссылкой на обзор экономики РБ.

Авторы обзора указывают, что белорусской экономике в 2015 году будет остро необходима внешняя финансовая поддержка. В значительной мере она будет оказана Россией - в виде оставления в белорусском бюджете пошлин на нефтепродукты.

"Но, по предварительным расчетам, Беларуси может понадобиться еще больше финансирования при сохранении роста торговли в 10%, а, следовательно, и импорта. И хотя несколько дополнительных миллиардов долларов никогда раньше не вызывали у России особых затруднений при спасении соседа, на этот раз, когда доступ на международные рынки капитала ограничен, а цены на нефть падают, поддержка может оказаться более дорогой", - говорится в обзоре.

Авторы обзора напоминают, что в недавнем времени МВФ выразил обеспокоенность тем, что российские санкции обернутся потерями для Беларуси ввиду сокращения торговли, а также ограниченного финансирования российскими банками белорусских дочек.

В то же время эксперты ВШЭ отмечают, что банковская система Беларуси на две трети контролируется государством (по активам), и одна треть принадлежит иностранным банкам.

"Действительно, существуют риски устойчивости банковской системы Беларуси в случае ограничения иностранного финансирования. Кроме того, роль российских банков в Беларуси в еще большей степени проявляется в виде кредитов: и Сбербанк, и ВТБ на протяжении последних лет предоставляли стране миллиарды долларов в виде правительственных займов", - подчеркивают авторы обзора.

"Санкции Запада против России в значительной мере ограничат привлечение финансирования Сбербанком, а выпуск облигаций в юанях не сможет стать полноценной заменой в сжатые сроки", - считают они.

Эксперты ВШЭ признают также, что замедление российской экономики может ударить по белорусским производителям, поскольку структура белорусского экспорта в Россию предполагает высокую зависимость от потребительского спроса в России.

"Такие факторы, как низкие цены на нефть, закредитованность населения в условиях более дорогого фондирования банков из-за санкций и повышения ставок США, ограничение роста бюджетных расходов и девальвация рубля при высокой инфляции, вряд ли предвещают ускорение российского потребления", - говорят они.

По данным авторов обзора, сейчас на каждый 1 проц. пункт роста потребления в России приходится около $0,4 млрд счета текущих операций Беларуси.

"Таким образом, замедление потребления в России до нуля с текущих 0,5% приведет к потере $0,8 млрд по счету текущих операций", - констатируют эксперты.

В то же время аналитики ВШЭ отмечают, что санкции России, направленные на импорт продовольствия, напротив, окажут некоторую поддержку белорусским производителям.

"Уже в августе таможенная статистика России показала рост импорта рыбы и мяса из СНГ. В 2013 году Беларусь обеспечила 10% продовольственного импорта России, и потенциальное 5% увеличение экспорта продовольствия может принести Беларуси дополнительные $200 млн", - полагают эксперты.

По прогнозам экспертов ВШЭ, мировое падение цен на нефть и другие ресурсы неоднозначно скажется на Беларуси. Так, по их расчетам, снижение цен на нефть на 20% привело бы к снижению чистых затрат на импорт Беларусью нефти с учетом экспорта нефтепродуктов примерно на $300 млн.

"Стоимость беспошлинного импорта 23 млн тонн нефти упала бы на $1,5 млрд, стоимость экспорта 13 млн тонн нефтепродуктов - на $2 млрд, а отчисляемые в бюджет России экспортные пошлины снизились бы на $800 млн. В то же время 20% снижение цены на нефть компенсировало бы сопоставимое снижение цен на удобрения", - отмечают авторы обзора.

В то же время, по их словам, помимо цен на ресурсы, Беларусь сталкивается с замедлением личных переводов из России, а также с предстоящим замедлением потребительского экспорта, ограниченной поддержкой со стороны российских банков и выплатой внешнего долга,

"Сценарий, по которому сейчас идет Россия, в какой-то степени напоминает ослабление Европы. И несмотря на то, что Россия уже предоставляет значительную поддержку Беларуси в виде пошлин на нефтепродукты, этой поддержки может оказаться недостаточно, а Россия, как Европа, может оказаться в положении, когда дополнительная поддержка может стать слишком дорогой", - говорят эксперты ВШЭ.

Авторы обзора также обращают внимание на то, что после системного кризиса в 2011 году белорусские власти некоторое время придерживались жесткой денежно-кредитной политики. Так, реальные зарплаты в 2012 году снизились, объем субсидированного строительства упал почти на 10%. В результате инфляция замедлилась в разы, а торговый баланс был положительным.

Однако уже в 2013 году власти вернулись к более привычным методам регулирования экономики: реальные доходы прибавляли больше 20%, при том что рост ВВП находился вблизи нуля, а жилищное строительство снова показало сильную динамику. В 2014 году и строительство, и доходы продолжили опережающий рост по отношению к ВВП. Кроме того, с лета 2014 года Нацбанк пошел на смягчение политики, ведь кредитование экономики стало замедляться.

Несмотря на усиливающиеся риски в экономике, власти республики будут по-прежнему рассчитывать на поддержку России.

"Даже щедрого предложения России по зачислению пошлин может быть недостаточно для пополнения резервов Беларуси при мягкой политике. Но это не значит, что Беларусь сразу обратится к МВФ: Россия пока готова помогать соседу, но, похоже, эта помощь становится все более затруднительной", - говорится в обзоре.

Там напоминается, что по итогам работы в Беларуси в октябре МВФ рекомендовала властям замедлить рост зарплат и кредитования, еще более ужесточить монетарную политику при таргетировании денежной базы, повысить тарифы на ЖКХ и общественный транспорт до уровня самоокупаемости, устранить перекрестное субсидирование в экономике.

"Если Беларусь будет нацелена на получение финансирования прежде всего от России, эти реформы будут проигнорированы. И, видимо, так и произойдет: на 2015 год намечены президентские выборы, и в отличие от прошлых выборов в 2010 году, ВВП уже не растет темпом 7,7% в год, а риск от проведения структурных реформ во время выборов слишком высок", - отмечают аналитики ВШЭ.

Поэтому, считают они, "Беларусь будет до последнего сдерживать давление на курс, вызванное мягкой политикой".

"Проведение же реформ, будет как минимум второй опцией после получения финансирования от России", - подчеркивают эксперты ВШЭ



<Октябрь 2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Ноябрь 2014>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Экономика