Чиновничий блокбастер «Постановление №991» наглядно продемонстрировал, что кризис в Беларуси вступил в новую фазу. В ту фазу кризиса, когда любые решения неизбежно сопровождаются борьбой кланов и лоббистов, подставами, сливами и доносами, попытками использовать кого-то в собственных интересах. Это ставит каждого чиновника перед необходимостью выбора, чего они конечно делать не умеют, так как привыкли прикрываться чужой ответственностью - у нас в стране один человек все решает, Сами-Знаете-Кто.
Выбор приходится делать исходя из своих моральных устоев, степени образованности и уровня развития интеллекта и, в первую очередь, руководствуясь чиновничьим чутьем. Поскольку, глядя на текст постановления №991, говорить о разуме, логике, экономических знаниях, а также о какой-то морали не приходится, стоит признать, что в данном случае многим явно отказала чиновничья интуиция.
Был ли выход постановления чьей-то подставой, пиар-акцией, многоходовой комбинацией или просто глупостью в данном случае неважно. План «Завали импорт одним предложением» мог «сорваться», если бы чиновники среднего звена учуяли недоброе даже не по отношению ко всей стране, а к самим себе лично. И, просто прочитав документ в момент его подготовки, набора, регистрации и т. д., «стукнули» бы в нужное место. На всякий случай, для прикрытия собственного тыла. Вполне возможно, что документ даже не был бы опубликован.
Истинным антигероем нашего времени стало Министерство экономики, которое просто тупо подставилось в этой истории. Не имеющему никакого отношения к подготовке текста документа министерству было поручено разъяснять его суть и порядок действия. Причем, это уже не секрет, поручение подготовить комментарии и разъяснения Минэкономики получило еще в пятницу, то есть до опубликования постановления №991.
Вот тут и должно было сработать чиновничье чутье. Слишком странный документ и слишком очевидны его последствия для экономики, чтобы брать на себя роль главного ликвидатора завалов в экономике. Понятно, что просто отказаться от поручения правительства было нельзя. Но можно было бы сформулировать свою позицию по документу и скромно указать на небольшие юридические огрехи – это если делать выбор исходя из своих знаний и убеждений. Или посоветоваться с кем-нибудь в администрации Лукашенко – это уже исходя из моральных предпочтений. Или в соответствии с канонами чиновничьей интуиции, выполнить одну из главных заповедей – не спеши выполнять приказ, может его еще отменят – и попросить сначала аппарат Совмина самим прокомментировать свое творение.
Но Минэкономики вероятно хотелось «спасти страну» – написать более или менее вменяемый порядок действия невменяемого постановления. А спасать нужно было себя. И не стоило вылазить на экраны телевизоров с комментариями вроде того, что ничего страшного не случилось, что постепенно все войдет в норму, что решение своевременное, антикризисное и т. д. Ну в общем, стерпится-слюбится.
Выступление двух руководителей Минэкономики - министра и его зама - невозможно было вспоминать без слез на следующий день, когда Сергей Сидорский, который лично, сам, без принуждения в виде дула пистолета у виска, подписал постановление, заявил, что оно касается только госпредприятий. Что ж он не «подарил» этот комментарий чиновникам Минэкономики? Ну а после того, как постановление было отменено, и вовсе оставалось только рыдать, глядя на экраны телевизоров, где снова в куче навоза роль ассенизатора выполняло Минэкономики. Об этом ведомстве можно просто забыть – ничего не знают, ничего не решают.
Впрочем, не только Минэкономики в очередной раз показало свое истинное лицо. В понедельник, когда текст документа уже был известен каждому жителю страны и выучен наизусть потенциальными инвесторами, странное молчание проявили еще как минимум два ведомства страны. И хотя этим министерствам никто не давал указания комментировать постановление, молчание ягнят в данном случае было не к месту и не ко времени.
Очевидно, что после знакомства с творением правительства, у чиновников Минфина от ужаса вся шерсть стала дыбом. Постановление однозначно сулило им рабочими авралами и бесконечными мозговыми штурмами по решению одной проблемы – как закрыть огромную бюджетную дыру, которая образовалась от остановки импорта и оптовой торговли. Тем более на фоне обещаний перед МВФ о строгом и неукоснительном выполнении бездефицитного бюджета. И не столь страшны эксперты МВФ, сколько гневная реакция Сами-Знаете-Кого в случае осложнения переговоров по очередному траншу кредита stand-by. Но в этом ведомстве предпочли молчать, усиленно расходуя памперсы.
Не довелось услышать хотя бы тяжкий вздох из такого ведомства, как Минпром. А ведь входящие в структуру этого министерства предприятия все до единого не могут существовать без промежуточного импорта. Понятно, что чиновники Минпрома уже и не мечтают о выполнении доведенных до них прогнозных показателей. Но могли бы сообразить, чем может для них закончиться полная остановка градообразующих сборочных производств, произошедшая не по приказу сверху, а из-за остановки импорта. Успокаивать разъяренных рабочих отправили бы вначале министра и его замов, а уж только потом вспомнили бы о спецназе. Но коль уж у чиновников Минпрома не нашлось мужества и прочих качеств для подачи голоса в понедельник, то уж перед митингующей и требующей денег на жратву толпой они вообще смотрелись бы как жабы на льду.
Весьма затянутой показалась реакция и победителей. Нет, не бизнеса, представителям которого, как правило, хватало второго прочтения текста, чтобы биться о стену. Администрация и Сами-Знаете-Кто очень осторожно разбирались в данной ситуации. Еще в понедельник Лукашенко заслушал первый доклад на тему складских запасов в исполнении глав своей администрации В.Макея и Госконтроля З.Ломатя. Безусловно, обсуждалось и постановление №991. Но об этом в официальных сообщениях нет ни слова или даже намека.
Лукашенко не хватило мнений Макея и Ломатя по данному вопросу. На помощь был вызван глава Нацбанка Петр Прокопович, который по официальной версии доложил о стабильности в стране, в банковском секторе и безмятежном спокойствии на валютном рынке. Но и его аргументов не хватило для принятия решения об отмене творческого креатива правительства. Еще целый день во вторник Лукашенко экспериментировал с медицинскими весами – грамм на эту чашу весов, два грамма на другую, прежде чем принял окончательное решение. Сегодня сложно сказать, что или кто в итоге повлиял(о) на его решение. Но, без сомнения, это станет понятно или даже известно через некоторое время.
История с 991-м постановлением должна стать наукой для всех белорусских чиновников. Сегодня «держать нос по ветру» уже не означает просто, не глядя, подписывать документы и выполнять поручения. Похоже, что из-за кризиса многие перестали понимать нынешнюю «розу ветров» и совсем потеряли чиновничий нюх.