Представители Национального банка Беларуси не смогли убедительно пояснить журналистам на прошедшей в Минске 10 октября пресс-конференции, почему в Беларуси ставки по кредитам на строительство жилья на общих условиях разительно отличаются от ставок по ипотечным кредитам в той же Прибалтике. В Беларуси минимальная ставка по кредитам на жилье (не льготным!) составляет около 11% годовых, в то время как в странах Балтии подобные кредиты выдаются под 3-5% годовых.
«Во-первых, наверное, в Литве, Латвии большая часть жилья не строится за счет льготных кредитов под 3% годовых. У нас большая часть жилья строится под эти 3%», - попытался политкорректно осилить эту проблематику заместитель председателя правления Национального банка Лузгин, понимая в итоге, что сказанная фраза не потянет на серьезный аргумент.
«Другой вопрос в том, что у нас пока используются внутренние ресурсы для кредитования населения. Хотя банки привлекают и внешние ресурсы, понимаете, здесь надо смотреть ситуацию на внешних рынках», - попытался Лузгин свалить ответственность на проблемы мирового рынка.
«Сейчас, уже после присвоения кредитного рейтинга нашей стране, несколько улучшились условия получения нашими банками кредитных ресурсов с одной стороны. Но с другой стороны мы в какой-то степени зависим от ситуации на международных финансовых рынках», - продолжил представитель Нацбанка.
Но, как известно, кризис жилищных кредитов sub-primeв США не особо сказался на ставках на ресурсы на мировых рынках, и уж точно не затронул Беларусь.
«Вот, кстати в самое последнее время возросли ставки в целом на международных рынках», - сообщил тем не менее Лузгин. - «Естественно это сказывается на стоимости тех кредитов, которые берут наши банки».
Он призвал на помощь сидящего рядом начальника главного управления банковского надзора Сергея Дубкова.
«Здесь может Сергей Витальевич что-нибудь добавит», - предложил Лузгин. Дубков не смог отказать в помощи.
«В прибалтийских странах банковская система продана крупным зарубежным банкам. Честно говоря, кредитование дочерних банков происходит на несколько других условиях. Кроме того, кредитный рейтинг Беларусь получила только в этом году. Уровень инфляции отличается. Уровень депозитов отличается», - перечислил свои аргументы начальник банковского надзора.
«Поэтому когда белорусские банки смогут активно привлекать на международных рынках, а этот процесс идет у нас уже два года, то снижение ставок по кредитам станет объективной реальностью», - пояснил представитель Нацбанка, дав понять, что за два года белорусским банкам не удалось перевести этот процесс в активную фазу.
«Оценивая стоимость кредитов в основной части Европы, и в частности в Прибалтике, надо учитывать целый ряд комплексов и исходить из оценки всей макроэкономической ситуации, а не только брать за оценку показатель стоимости кредита», - решил Сергей Дубков поставить точку в не самой приятной для Нацбанка теме.
Как не крути ответы представителей Нацбанка, выходит, что наиболее реальный способ понизить ставки по кредитам на жилье – это продать банковскую систему Беларуси крупных европейским банкам. Однако, сегодня подобный сценарий вряд ли устроит и руководство страны и сам Нацбанк. Строительство жилья в Беларуси уже давно превратилось в огромную прачечную, которая позволяет вливать в экономику страны живую валюту черного рынка и выводить излишки напечатанных белорусских рублей, существенным образом снижая инфляционное давление на валютный рынок…