Последнее обновление: 29.04.2024 17:12

Министр экономики: В Беларуси будет точечное IPO

Белорусские чиновники все чаще начинают упоминать модную на мировом финансовом рынке аббревиатуру IPO. Причем происходит это не в ходе дискуссий о теории финансового рынка или в отношении конкретных белорусских предприятий, а используется для придания важности ближайших планов правительства.

«По IPO нам важно сначала получить (страновой) кредитный рейтинг. Сейчас мы активно работаем с рейтинговыми агентствами и рассчитываем получить кредитный рейтинг в конце июня - начале июля нынешнего года», - заявил сегодня министр экономики Николай Зайченко.

Звучит это примерно так: «После дождика в четверг, всем дадим кредит». Какой четверг? Кому кредит? Какая сумма, срок, ставка, условия? Можно поставить на заметку – белорусский министр экономики знает о существовании такой аббревиатуры. Все же, как сообщают официальные СМИ, он все же признал, что IPO «для нас эта процедура новая, сейчас идет подготовка к началу этого процесса».

«Безусловно, на первом этапе это будет точечное размещение акций», - подчеркнул Зайченко.

«IPO или публичное размещение акций дает компании целый ряд выгод: деньги от продажи, рост капитализации, возможность дешевых заимствований в будущем. Плюс прочную деловую репутацию. Но для того, чтобы размещение прошло успешно, компания должна проделать огромную работу», - поясняют различные справочники.

Классическое IPO предусматривает выход компании на биржу с новой эмиссией. IPO можно назвать и продажу акционерами на бирже своих долей, если средства от этой продажи поступают в компанию (а не в бюджет, как в случае с ОАО «Белтрансгаз»).

Компания, предлагающая свои акции широкому кругу инвесторов, должна обрести понятную им структуру. Для размещения акций на Западе компания должна представлять отчетность по международным стандартам, заверенную международной аудиторской проверкой, хотя бы в течение трех лет. Существует, пусть и не жесткое, требование по наличию независимых директоров.

Расходы на организацию размещения делают невыгодной продажу дешевого пакета, потому объем пакетов должен начинаться примерно от 250 млн.USD при размещении за рубежом, что предполагает солидную и реальную капитализацию компании (Например: «независимая» оценка ОАО «Белтрансгаз» в 5 млрд.USD в данном случае просто не пройдет). Западному рынку интересны компании стоимостью от 1 млрд.USD. Кроме того, желательно, чтобы у компании уже была публичная история, которая формируется за счет выпуска векселей, облигаций, кредитных нот, еврооблигаций и т. д.

Очень важную роль играет информационный меморандум компании, который составляется для инвесторов. В нем подробно описываются сама компания, ее положение на рынке, владельцы, другой бизнес владельцев, перспективы, а также все риски, с которыми могут столкнуться приобретатели акций. В меморандумах компании сообщают о себе и своих владельцах немало нового. Например, Urals Energy сообщила, кем в компании является бывший зять Бориса Ельцина Леонид Дьяченко. Еще одна российская компания в меморандуме рассказала, как стал миллионером бывший гендиректор этой компании. Российское предприятие “Амтел” призналось, что до 2002 г. структуры, имеющие к нему отношение, минимизировали налоги.

Так что, если сегодня начать тяжелую и кропотливую работу по переводу белорусской экономики на рыночные рельсы, лет через 5 можно будет говорить об IPO. А если точечное, тогда это не IPO, а прихватизация. IPO (Initial Public Offering) – это первичное публичное размещение акций предприятия на бирже, а не в кабинете у А.Лукашенко.



<Май 2007
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Июнь 2007>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Экономика