Россия приобрела союзника в схватке за контроль над мировыми запасами газа: новый лидер Туркмении Курбанкули Бердымухамедов лично гарантировал своему коллеге Владимиру Путину незыблемость контракта с Газпромом, заключенного в 2003 году на период до 2028-го.
Во вторник Кремль распространил скупой по содержанию, но выдержанный в оптимистическом тоне пресс-релиз об итогах переговоров.
Путин и Бердымухамедов встречались в понедельник и во вторник, и основная часть беседы прошла за закрытыми дверями.
"Хотелось бы и в дальнейшем для укрепления нашего сотрудничества работать с вами по всем направлениям... первым долгом, по реализации туркменского газа", - сказал туркменский президент на встрече с Путиным в присутствии прессы.
"Мы вчера обсудили много вариантов, вы дали много очень хороших предложений, с этими предложениями мы будем в дальнейшем работать", - добавил он.
Глава государств сфокусировали переговоры на взаимных интересах в энергетике. Для России они заключаются в стремлении убедить Туркмению не переориентироваться на экспорт газа в Европу в обход Газпрома, и не участвовать в поддержанном США проекте Транскаспийского газопровода.
Туркмения планирует увеличить экспорт газа в этом году на четверть до 58 миллиардов кубометров и изучает различные пути диверсификации поставок.
По итогам московских переговоров стороны распространили коммюнике, касающееся партнерства в газовой сфере.
"Рад приветствовать нашего надежного и традиционного партнера. Между нами установились прагматичные, но в то же время теплые отношения", - сказал Путин Бердымухамедову.
"Разумеется, главная цель наших встреч - это контакты в нефтегазовой сфере, и вчера мы с президентом довольно полно говорили о дне сегодняшнем и возможностях работы в этой области".
Туркмения пока ограничена в маршрутах газового экспорта трубопроводами Газпрома и маломощной трубой в Иран.
Благодаря покупке недорогого туркменского газа, используемого для внутрироссийских нужд, Газпром получает возможности экспортировать свою продукцию в Европу по ценам вдвое дороже.
Бердымухамедов пришел к власти вследствие смерти туркменского диктатора Сапармурада Ниязова, скончавшегося от остановки сердца в декабре 2006 года. Политические воззрения нового лидера страны до сих пор не вполне ясны.
Смерть Ниязова стала толчком для США и Евросоюза, желающего лишиться зависимости от поставок Газпрома, убедить Ашхабад экспортировать газ в обход России.
Китай также претендует на часть газового экспорта Туркмении для снабжения топливом масштабного роста своей экономики.
По мнению аналитиков Deutsche UFG, Россия пытается усилить свои позиции в качестве монопольного импортера туркменского газа и будет препятствовать строительству новых газопроводов из Туркмении.