Новый президент Туркмении Курбанкули Бердымухамедов, призываемый Западом к либеральным реформам, высказался против "импорта демократии", пообещав перемены эволюционными темпами.
Запад назвал "ни честными, ни свободными" выборы президента изолированной среднеазиатской республики, назначенные после смерти правившего 21 год диктатора Сапармурада Ниязова, но расценил их как свидетельство умеренного прогресса.
Соединенные Штаты приветствовали высказанное новым руководством богатой природным газом Туркмении "желание перемен" и выразили готовность помочь.
В ходе предвыборной кампании преемник Ниязова намекнул на возможность политической реформы и заговорил о свободе слова и многопартийности в стране, где истреблена оппозиция.
После избрания он высказывается в пользу умеренности.
"Что же касается демократии, то эту нежную субстанцию невозможно насаждать, применяя готовые импортные модели," - сказал Бердымухамедов в интервью журналу "Туркменистан", издающемуся в России и спонсируемому туркменским посольством в Москве.
"Ее можно только бережно выращивать, пользуясь мудрым национальным опытом и традициями предыдущих поколений...Страна постепенно растет в своем историческом развитии. По мере этого будет расти и укрепляться наша демократия," - добавил он.
Избранный на пять лет 49-летний Бердымухамедов также пообещал, что "в полном соответствии с Конституцией пройдут и следующие президентские выборы."
Едва обретя независимость, постсоветская Туркмения превратилась в изолированный режим, управлявшийся пожизненным президентом Сапармурадом Ниязовым.
Дипломаты и туркменская оппозиция в изгнании говорят, что туркменский "преемник" поднялся к вершинам власти благодаря поддержке со стороны влиятельных фигур в вооруженных силах и спецслужбах и вряд ли осуществит радикальные реформы - хотя пойдет на определенные послабления, отвечая чаяниям уставшего от строгости режима населения.
"Любые попытки враз и навсегда решить какую-либо социальную политическую или экономическую проблему могут привести только к хаосу и нестабильности. За последние десятилетия все мы были свидетелями большого количества такого рода отрицательных примеров во многих государствах",- объяснил свою позицию Бердымухамедов.
Президент подчеркнул намерение следовать провозглашенным Ниязовым курсом международного нейтралитета, добавив вместе с тем, что "Туркменистан был и остается активным участником международного диалога" о статусе Каспийского моря и поддерживает "позитивные инициативы" в рамках ООН, направленные на поддержание региональной безопасности.
"Продвижение туркменских энергоносителей на международный рынок - вклад нашей страны в систему глобальной энергетической безопасности", - добавил глава страны, пока ограниченной в маршрутах экспорта газа российскими трубопроводами и маломощной веткой в Иран и поэтому ищущей способы доступа на мировой рынок, где "голубое топливо" можно продавать дороже.
Бердымухамедов отметил выгоды от привлечения иностранных инвесторов, предложив им не ограничиваться газом и нефтью, а рассмотреть перспективы развития сельского хозяйства, туризма и транспортной инфраструктуры.
Ниязов тоже призывал зарубежные компании активнее вкладывать в туркменскую экономику, на что Запад отвечал встречным предложением: гарантировать низкий уровень рисков и создать предсказуемое законодательство.