Министерство экономики Беларусь разъяснило всем заинтересованным лицам, как необходимо правильно читать известное постановление № 26 “О тарифах на услуги по транзитной транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов по территории Республики Беларусь”, подписанное 31 января 2007 года. Однако и этот самоотверженный труд белорусских чиновников, разосланный вчера, 5 февраля, уже после окончания рабочего дня, не вносит ясности в вопрос, как применять указанные в постановлении тарифы – целиком, т.е. от границы до границы или из расчета на 100 км. Внимательно изучив разъяснения, становится очевидным, что Минэкономики явно намекает на то, что указанный тариф взимается за прокачку тонны нефти через всю территорию Беларуси, а не за 100 км. Однако прямо об этом нигде не говорится. Примерные цены на транспортировку нефти в России, Украине и Польше белорусские чиновники приводят именно из расчета на 100 км маршрута. А вот о том, что в Беларуси действует иная, отличная от всего мира, уникальная методология расчета тарифа, читатель должен догадаться сам.
Так в российском законодательстве существует постановление по методике расчета тарифов, в котором черным по белому написано, что тариф устанавливается на 100 км. Аналогичное постановление в белорусском законодательстве найти пока не удалось, но в Законе РБ «О ценообразовании» от 10.05.1999 говорится «тариф - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги». В данном случае речь идет об услуге «перекачка 1 тонны нефти», а вот единица этой услуги в Беларуси своя - «отсюда и до обеда».
Итак, что же разъяснило Минэкономики? Во-первых, действующие в настоящее время тарифы на транзитную перекачку российской нефти через территорию Беларуси согласованы на основании Протокола согласования тарифов на услуги магистральных нефтепроводов Беларуси при перекачке российской нефти на экспорт от 14 декабря 1995 года и введены в действие с 1 января 1996 года. До настоящего времени указанные тарифы не пересматривались, но, учитывая значительное удорожание стоимости перекачки нефти, РУП “Гомельтранснефть Дружба” и концерн Белнефтехим обратились с предложением об изменении тарифов. И Минэкономики утвердило новые тарифы якобы из расчета среднего удельного тарифа на транспортировку нефти по системе ОАО “АК “Транснефть” по территории России - 0,6 USD за 1 тонну на 100 км маршрута.
Во-вторых, Минэкономики уточнило, что по маршруту Унеча-Мозырь-Адамово (в направлении Польши, Германии) тариф за прокачку 1 тонны нефти увеличился с 2,6 USD до 3,5 USD (34,6%) или (при условии, что все-таки указан общий тариф) с 0,41 USD до 0,55 USD на 100 км маршрута. По маршруту Унеча-Мозырь-Броды (в направлении Украины, Венгрии, Словакии, Чехии) тариф за прокачку 1 тонны нефти увеличился с 1,14 USD до 1,5 USD (31,6%) или (при условии, что все-таки указан общий тариф) с 0,53 USD до 0,70 USD на 100 км маршрута. По крайней мере, благодаря этому разъяснению можно высчитать протяженность нефтепроводов: в направлении Польши – 635 км, в направлении Украины – 215 км. Тарифы в направлении Прибалтики Минэкономики не уточняло, поскольку Россия не экспортирует нефть в этом направлении.
В качестве примера Минэкономики приводит тарифы за транзит нефти в сопредельных государствах выше. Так, в Польше тариф на транзит нефти в направлении Германии составляет 0,9 USD за 100 т/км, в Украине тариф на транзит нефти в направлении Венгрии, Словакии – 0,89 USD за 100 т/км, в России на транзитную перекачку казахской нефти - 0,73 USD за 100 т/км.
Отметим, что Минэкономики подчеркивает следующие факты: «тарифы не менялись с 1996 года», «сильно увеличились затраты на перекачку» и что «величина тарифов унифицирована с российскими 0,6 USD за 100 км/т. Учитывая эти факты. Очень непонятна логика белорусских чиновников, которые при значительном увеличении затрат повысили тарифы до уровня, который ниже чем в Украине, не говоря уже о Польше, и даже не дотягивает до унифицированного уровня с Россией: 0,55 USD никак не равно 0,6 USD. Кроме того, просто ставит в тупик разница тарифов на перекачку нефти по Беларуси по разным направлениям: Польши - 55 центов, Украины – 70 центов. Во всех странах это тариф на 100 км внутри страны одинаковый, но не в Беларуси. Наверное, в направлении Украины труба особенная? С напылением промышленного золота?
Именно поэтому ситуация представляется несколько иной. Напомним, что заявил А.Лукашенко при посещении ОАО «Нафтан» 23 января.
«Все договоренности по нефти и газу невыгодны для нас в сравнении с прошлым годом. Беларуси в нынешнем году придется увеличить оплату поставок газа на 2,5 млрд. долларов, а за нефть - на 1 млрд. долларов… С Россией нам не надо ругаться. …мы должны взять с них (российских компаний) большую цену за транспортировку их нефти в Европу", - сказал А.Лукашенко.
Следует уяснить одну национальную особенность Беларуси. Когда А.Лукашенко говорит «Мы сфальсифицировали итоги президентских выборов», все должны понимать это высказывание как шутку. Когда же он говорит «должны взять с них… за нефть… 1 млрд. долларов», то чиновники приступают к исполнению президентского поручения.
«Хитроватые белорусы» из Министерства экономики так и поступили. Утвердили тарифы без пояснения, как применять - на 100 км или по-другому, зная на все 100%, что международная практика – рассчитывать тарифы на 100 км маршрута. Подход был верный со всех сторон. В направлении Польши – 635 км – Россия прокачивает около 50 млн. тонн нефти в год. Берем тариф 3,5 USD за 100 км, умножаем на 6,35, затем на 50 млн. тонн и получаем приблизительно 1.1 млрд. USD. Все – поручение президента исполнено.
Если же Россия заартачиться платить такие высокие транзитные тарифы, всегда можно будет тихо откатить обратно – разъяснить, что тариф утвержден не из расчета на 100 км маршрута, а вообще за прокачку по территории, Да и во втором случае все равно происходит увеличение тарифа – пусть не 8,5 раз, но 35% тоже неплохо. И уж совсем не случайно, постановление Минэкономики должно вступить в силу лишь с 15 февраля – с середины месяца, что очень нетипично для белорусских законодателей. Получается, что якобы дали Москве время на раздумье.
Москве это время по большому счету не надо, ибо вся поставляемая в Европу нефть законтрактована, т.е. цена уже определена, и изменить ее Россия не в силах. А потому оплачивать любой изменение тарифов на прокачку Кремль будет собственными деньгами. Но комментариев из Москвы на эту тему при применении любого из вариантов новых транзитных тарифов, утвержденных Беларусью, было не много. Президент России В.Путин уже озвучил все комментарии.
«Я уже дал поручение правительству, и «Транснефть» практически приступила уже к работе над планом расширения терминала в Приморске дополнительно на 50 миллионов тонн нефти… Транзитные страны осознали свою значимость и хотят получать соответствующие средства за транзит. Но мы и так платим 4,2 миллиарда долларов транзитным странам. И эта цифра, по нашему мнению, уже зашкаливает», — сказал В.Путин 1 февраля на пресс-конференции в Кремле.
Все сказано. И 12 февраля на предполагаемую трассу строительства должны выйти 896 изыскателей «Транснефти» - протяженность нового участка нефтепровода должна - 1 тыс.км, стоимость проекта - 2,5 млрд. USD. Так что у Минэкономики Беларуси развязаны руки – тарифы можно повышать хоть каждый месяц, а затем разъяснять, как их читать: слева направо, или справа налево. Все равно в итоге нефть пойдет в обход Беларуси.