Последние 3-4 года не прошли бесследно для правоохранительных органов Беларуси в плане работы с общественностью и СМИ по рекламированию проводимых ими акций по отлову наркоторговцев, изъятию незаконно хранящегося оружия, выявлению самогонных установок, закрытию борделей, перекрытию каналов поставки живого товара (людей) и т.д.
Ничуть не меньше о своих акциях и о пользе таких акций рассказывала и белорусская ГАИ. То они водителей приучают реагировать на синие проблесковые маячки, то пропускать пешеходов на переходах. Акции, приуроченные к началу и окончанию учебных периодов, вообще вошли в привычку. А еще, белорусские «гаишники» любят проводить операцию «Скорость».
Следует отметить, что все упомянутые акции ГАИ направленно конкретно против одного вида особей вне зависимости от пола – водителей. И, конечно же, сопровождаются массовым сбором штрафов. Между тем, никто из нас, водителей, не сможет вспомнить хотя бы одну акцию, мишенью при проведении которой стали бы иные факторы или службы, играющие далеко немаловажную роль в безопасности движения. Может быть, это помогло бы белорусским «гаишникам» уяснить, что не всегда и не во всем виноваты водители.
Начать бы следовало с качества дорог, а вернее с «воспитания» дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ). Ведь ДРСУ работают, как у себя на огороде – разрыли яму и забыли на неделю. Сняли кусок старого покрытия с целью замены и забыли, где сняли. Но самое ужасное в этих действиях дорожников – предупреждать о том, что дорожные условия на данном участке дороги существенно изменились, они, как правило, забывают. В качестве примера – первая полоса ул.Орловской на участке от ул.Карастоянова до пл.Бангалор в двух местах лишилась дорожного покрытия. Более того, этот участок всегда считался скоростным с ограничением в 70 км (значит все едут 80). Сегодня, 19 сентября, около 9 утра, т.е. час пик, этот участок напоминал аттракцион «Кто еще не попал на шиномонтаж?». О безопасности движения можно уже не рассуждать – от столкновения многие водители уходили просто чудом. Между тем, никакого предупредительного знака там нет. Не наблюдалось там и машины ГАИ.
Но в случае аварии, конечно же, «стражи порядка на дорогах» приехали бы и долго пытались бы уговорить участников ДТП на «обоюдное» (обоюдное нарушение правил – ситуация при которой виновными в ДТП считаются оба водителя; в такой ситуации обычные страховки не работают, и каждый их водителей ремонтирует свою машину за собственный счет). Ведь брать штрафы и «лечить» водителей гораздо легче и приятнее, чем бороться с ДРСУ, чем поднимать вопрос о необходимости проведения текущего ремонта покрытия в ночное время, как это делается во всех европейских странах. Но Беларусь - страна-участник Движения неприсоединения, и потому к нормальной европейской практике обращаться не будет: когда водитель платит и штрафы и СТО за ремонт, бюджет пополняется дважды – за счет прямых перечислений и налогов с тех же СТО и автосервисов.
Но что такое плохие дороги по сравнению с тем, какие еще чудеса можно встретить на наших дорогах. Сегодня утром, 19 сентября, водители Минска при пересечении оживленных перекрестков столкнулись с иной проблемой: посреди улицы на разделительной полосе (газоне) стояли девушки с флажками и рекламными плакатами машинных масел одной международной марки. Однако на скорости эти детали были не слишком заметны, а потому первоначальная реакция водителей делилась на две категории. Одни экстренно тормозили, полагая, что что-то случилось, и человеку нужна помощь, а за ними тормозила вся полоса движения. Другие тормозили, полагая, что кому-то вздумалось срочно перебежать дорогу в самом оживленном месте. Весь поток резко снижал скорость, выворачивая и уводя свои автомобили от возможных столкновений.
Но после снижения скорости, возникала еще одна категория водителей – «озабоченных». «Школьницы», а их возраст вряд ли превышал 20 лет, были одеты в юбки, едва прикрывающие «уши». И естественно, отдельные водители мужского пола не могли проехать мимо «такой красоты», фактически останавливаясь и создавая пробки. Пробки пробками, но выхлопных газов эти девочки, стоявшие на перекрестках целое утро, «надышались» на долгое время. Неужели «креативщикам» этой акции недостаточно АЗС, где во время заправки автомобилей эти же девочки могли спокойно прорекламировать машинное масло «Liqui Moly». О репутации и рекламе следовало бы заботиться тогда, когда под видом (в таре) известных торговых марок продавалась обычная «отработка» с НПЗ. И не пришлось бы сейчас устраивать шоу. И, естественно, ни одного представителя ГАИ, ведь все же согласовано и за все уплачено. А водители и пассажиры общественного транспорта, а также девочки, дышащие свинцом отработанных газов «за копейки» – не в счет. А если авария, это проблема водителя – «на дорогу смотреть надо».